В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Грановская Е. М.

Грановская Елена Маврикиевна (13.06. 1877, Тверь- 17.06.1968, Ленинград), актриса комедии, эстрады. Нар. арт. РСФСР (1944). Родилась в семье ремесленника-часовщика. Семья переехала в Петербург, там Г. окончила немецкую гимназию Анненшуле, там вступила на сцену (дебют весной 1898 в Василеостровском т-ре). С 1899 она актриса Фарса  С. Ленни, А. Го-рин-Горяинова и В. Казанского в Панаевском т-ре, в 1902/03 — Моск. т-ра Ф. Корша, с 1903 -Фарса С. Сабурова, под ее влиянием ставшего в 1910-х театром комедии. Труппа Сабурова начинала в моек. «Эрмитаже», с 1909 играла в Никитском т-ре, с 1913 — в петерб. «Пассаже» (в 1925-1930 театр «Комедия», уже без Сабурова, п/р С. Надеждина). После изгнания из «Пассажа» и полосы скитаний Г., Надеждин и др. играли в Ленингр. т-ре сатиры п/р Д. Гутмана (с 1932- Т-р сатиры и комедии, с осени 1933 — Т-р комедии п/р Надеждина). Смерть Надеждина (1934) вызвала смену руководства: приход Н. Акимова. В 1937/39 Г. работала исключительно на эстраде. В 1939-1962 она- актриса БДТ им. М. Горького.
Выступления на эстраде сопутствовали актерской жизни Г. неизменно. Больше того: эстрадность взыскательно озаряла отношение актрисы к образу и в фарсе, и в комедии. «Абсолютный слух, чистейший голос (ее фанатичный раб), талантливое тело, руки, укравшие дар слова. Над всем- пристальная художественная совесть в брезгливых белых перчатках», — писала о Г. актриса В. Юренева в книге «Женщины театра» (Пг., 1923, с. 28). Дар комедийной актрисы, музыкальность пластического рисунка, виртуозная
акцентировка позволяли Г. свободно обогащать роли актерским отношением к ним — мотивами лирики, пародии, шаржа, вводить в действие романсы и шансонетки… В Никитском т-ре спектакли фарса часто завершал концерт: «Кабаре у Сабурова», где много значили пародии. Г. блистала в пародии на модную новинку МХТ — «За синей птицей». «Ее превосходная имитация г-жи Коонен — исполнительницы роли Митиль в Художественном театре — вызывала взрывы заразительного смеха в публике», — писала 7 декабря 1908 газета «Голос Москвы». В другой программе Г. пародировала О. Гзовскую в «Цезаре и Клеопатре» Б. Шоу (Малый т-р); тут Г. «горячо аплодировала» М. Ермолова («Новости сезона», 1909, 10 декабря, с.10). В номере «Золотая рыбка» Г. «закидывает в публику удочку и вытягивает рыб — шаржи на общественных, литературных и артистических деятелей». Пародии, песенки, скетчи Г. свободно входили и в само действие легкой комедии. Актриса оттачивала тут мастерство. Что же касалось МХТ, он, словно соревнуясь с фарсом, и сам передразнивал свою «Синюю птицу» в только начинавшей тогда при нем «Летучей мыши», куда пригласили выступить Г. С шутливой надсадой она исполняла-разыгрывала там песенку «Скрипочка». В этом жанре одним из ее наставников был В. Давыдов. Как сообщал с ее слов актер-чтец А. Глумов в книге «Нестертые строки» (М., 1977. С. 83), «Давыдов считал, что актер должен текст куплетов произносить… Однако рефрен надо петь… Он требовал плавности, легкости, свободы и непринужденности в переходах от куплетов к разговорному тексту и снова к куплетам. Эту же манеру восприняла Грановская…» В 1921/22 Давыдов стал партнером Г. в спектаклях сабуровского «Пассажа»: в «Волшебном вальсе», водевиле с пением А. М. Шмитгофа и др.
Это не мешало Г. по-прежнему возглавлять чисто эстрадные концерты в «Пассаже» — такие, как «Вечер настроений» 8 марта 1923, а в апреле 1924 закрывать сезон концертом «новейших французских и испанских песенок». Уроки Давыдова тут только укреплялись. Не расставаясь с эстрадой в театре и театрализуя эстрадные концерты, Г. с выселением «Комедии» из «Пассажа» тем более тянулась к эстраде. 19.09.1930 Г. играла в Ленингр. мюзик-холле главную роль Варвары Николаевны в скетче И. Ильфа, Е. Петрова и М. Вольпина «Подхалимка» (режиссер К. Тверской, партнеры Л. Утесов, Б. Бабочкин и др.). Затем последовали другие одноактные комедии-шутки, среди них «Юбилей» А. Чехова (Шипучина- Г., Хирин- Утесов). В августе 1932 Г. ежедневно выступала со своим партнером Надеждиным на эстраде Сада отдыха. Исполнялся скетч А. Бухова «Ничего не поделаешь». Обычный успех имели и другие эстрадные выступления Г. С уходом из акимов-ского Т-ра комедии и до прихода в БДТ эстрада стала главным полем ее деятельности. В 1936 Г. — ведущая актриса экспериментальной эстрадной группы Ленингр. дома печати, куда вошли Н. Копелянская, А. Арди, К. Гибшман,
A. Орлов, С. Тимошенко и др. В 1938/39 на пло щадке Мюзик-холла возник Театр миниатюр, где Г. и ее партнер Арди играли комедии «Больше не буду» Р. де Флера, «На старой даче» Я. Ялунера (в летние месяцы в Саду от дыха). «Моя работа протекает сейчас и, по-видимому, будет протекать в ближайшее время исключительно на концертной эстраде»,- сообщала Г. в январе 1940 в журнале «Искусство и жизнь». Планам суждено было сбыться только отчасти: в том же 1940 Г. стала ведущей актрисой Большого драматического.
На протяжении всего долгого пути в ее искусстве подвижно взаимодействовали комедия и эстрада. Опираясь на живые традиции российской сцены, Г. облагораживала образную суть игры, оттачивала способы воздействия на зал, развертывая выразительные средства эстрады в их неиссякаемом богатстве.
Лит.: Янковский  М. Елена Грановская Звезда. 1939. № 4. С. 189-196: он же: Грановская / Искусство и жизнь. 1940. № 11. С. 36-38: Золотницкий  Д., B. Н. Давыдов и Е. М. Грановская в «Пассаже» .// Петерб. театральный журнал. 1998. .N’9 16. С. 63-66; он же. Грановская в Мюзик-холле играет Ильфа и Петрова // Экран и сцена. 2002. № 37. С. 11.
Д. И. Золотницкий



ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100