В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Грин М. Я.

Грин (Гринблат) Матвей Яковлевич
(23.01.1912, С. Петербург- 28.02.1996 Москва) -эстрадный драматург, публицист. Со школьных лет, которые проходили в г. Грозном, куда переехала семья (отец — портной, мать — домохозяйка, мечтавшие видеть сына студентом нефтяного института), связывал свое будущее только с журналистикой, еще в школе был редактором стенгазеты «1олос ученика», а вскоре и репортером газеты «Грозненский рабочий» — начал давать короткие, без подписи информации. После года работы появилась заметка, по совету редактора подписанная «М. Грин», псевдоним со временем станет фамилией. После окончания школы, продав на базаре подаренные родителями часы, Г. едет в Ростов и по счастливой случайности находит работу в краевой комсомольской газете «Большевистская смена». Среди различного рода заданий особенно запомнилась рецензия на программу Ростовского-на-Дону мюзик-холла с участием известных артистов (в том числе молодой Л. Руслановой, конферансье М. Гаркави). Эту первую в жизни Г. рецензию отредактировал один из лучших советских критиков, работавший тогда в Ростове, И. Юзовский, попытавшийся объяснить начинающему автору разницу художественных средств публицистики и искусства эстрады. Г. везло на встречи с талантливыми, опытными людьми, он умел слушать и запоминать их советы, пополняя образование на практике. В начале 30-х он в Москве, знакомится с М. Кольцовым, сотрудничает с его журналом «Наши достижения», работает секретарем редакции журнала «Огонек».
Удачно начавшаяся карьера делает резкий зигзаг- в 1935 Г. незаконно репрессирован, четыре года провел в лагере (будет репрессирован еще раз в 1949-1954; реабилитирован в 1956). После освобождения пришлось вернуться в Грозный в качестве очеркиста и фельетониста знакомой газеты «Грозненский рабочий». В 1942-1943, когда Грозный становится фронтовым городом, пишет злободневные небольшие пьесы, инсценировки для театра, работавшего при политотделе фронта. В 1949 делегирован в Москву на Всесоюзное совещание сатириков, юмористов и карикатуристов, где его фельетоны, написанные для газеты, получают высокую оценку маститых критиков, однако в устном исполнении на концерте терпят жестокое фиаско. На этом опыте Г. чится понимать разницу между фельетонами газетным и эстрадным.
В 1954 происходит встреча с молодым, только что приехавшим в Москву артистом, Б. Бруновым. счастливая для обоих. Начинается их многолетнее сотрудничество. Врунов исполняет фельетоны i первый «В шесть часов вечера после работы») в клубах Подмосковья, в небольших аудиториях. И снова помог случай. В Колонном зале готовился концерт для участников сессии Верховного Совета СССР, посвященный Москве. Требовался соответствующий репертуар и кто-то случайно вспомнил молодого артиста Брунова с фельетоном «Будьте как дома», отвечавшим теме концерта… Концерт транслировался по радио и ТВ, автор, недавно вернувшийся из мест отдаленных, слушал его, сидя у себя в Малаховке. На следующий день Врунов стал артистом Мосэстрады, а неизвестный ранее автор получил литературные заказы. С той поры, признается Г.. «эстрада стала моей вечной любовью, а публицистика — моим главным оружием» (Публицист на эстраде. М., 1981. С. 43). Половина жизни, связанная с журналистикой, определила общую направленность литературной работы Г. для эстрады. Правда факта, очевидность документа, занимательная информация монтировались в едином потоке, соединяя современность и историю, героику и романтику с вкраплением большей или меньшей дозы юмора. Работая в своей манере, Г. вернул на эстраду большой, развернутый публицистический фельетон 20-30-х гг., который оказался полностью востребованным новым временем. В 50-60 гг. его вещи определили общее направление репертуара разговорных жанров, пополнили репертуар лучших артистов: В. Бенцианова, Л. Мирова и М. Новицкого (в течение многих лет продолжалось тесное сотрудничество с Бруновым). Монолог о первом полете в космос «Ну поехали!» исполняли более ста конферансье страны. Это были эстрадные репортажи, так называемые «позитивные фельетоны», утверждавшие то новое, что появлялось в жизни людей, страны в целом. Для «разрядки» вводил острое слово, шутку, слово «реприза» автор не любил. Заслуженным успехом пользовался фельетон «Человек с чемоданчиком» — в семи коротких новеллах рассказывалось о месте эстрадного артиста в жизни страны, начиная со времен гражданской войны до современности.
В 1956 автор начинает работу над целостными программами. Одни — приурочены к различным датам («Где же вы, друзья однополчане?» — к 20-летию победы в Великой Отечественной войне; к значительным юбилеям); другие пишутся по заказу областных филармоний для различных городских праздников. Создавая такие программы, Г. заранее выезжал на места, изучал материал, не только современный, но и историю, знакомился с музеями, архивами, встречался с краеведами. Объехал, кажется, всю страну- стройки Сибири, целину, Кавказ, Среднюю Россию, Среднюю Азию — перечисление всех филармоний и коллективов, для которых писал Г., заняло бы целую страницу (его монолог исполнялся и на дрейфующей полярной станции, 1956).
Г. активно занимался общественной деятельностью, один из создателей «Объединения драматургов эстрады» и его председатель на протяжении 22 лет, руководитель девяти творческих семинаров авторов эстрады, постоянный член жюри конкурсов артистов эстрады. С 1980 преподавал на эстрадном фак-те ГИТИС. В течение всей жизни Г. последовательно утверждал значение эстрадного искусства на различного рода конференциях, художественных советах, выступал как критик в периодической прессе. Любил эстраду, высоко оценивал ее место в семье других искусств. Лауреат нескольких конкурсов эстрады по номиниции «драматургия» (1962, 1965, 1975, 1981), засл. работник культуры РСФСР (1986).
Соч.: Публицист на эстраде. М., 1981; Бен Бенцианов. М., 1986; Театр за колючей проволокой // Театральная жизнь. 1992. № 13, 14, 15; «Кругозор». 1993. № 27.
Лит.: ТривасМ. Конферанс. М., 1961. С. 61-68; Жукова  Л. Из-под пера одаренных людей // Театр, жизнь. 1964. № 1. Шапировский Э. Жанры эстрады. М., 1970. С. 31-46; Липскеров  Ф. Публицист эстрады // СЭЦ. 1974. № 12; Альбинин В. Человек, который умеет шутить // Кругозор. 1992. № 1.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100