В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Гущинский В.В.

Гущинский Василий Васильевич (1893, Ярославская обл.- 27(?).02.1940, Арктика) куплетист, клоун-эксцентрик, исполнитель фельетонов. Ярославский крестьянин, попав в город Петербург, работал номерным в гостинице, маркером в биллиардной. Еще до революции, будучи завсегдатаем театра В. Лин, где выступал С. Сокольский, Г. увлекся «рваным жанром», начал работать в маске «босяка» и чуть ли не единственный сохранил ее на эстраде вплоть до 30-х гг. Популярность пришла к Г. в 1921 во время выступлений в саду Народного дома, посещавшегося демократической публикой. Зрителю была близка логика поступков простого рубахи-парня, перекочевавшего из старого мира и оказавшегося в новых обстоятельствах хитрее и умнее многих. Его имя — Вас. Вас. — было любовно подхвачено зрителем и перенесено на самого Г. Артист-эксцентрик смешил уже одним своим внешним видом: наклеенным нелепым носом, стоящими дыбом остатками волос, обрамлявшими большую лысину, лохмотьями, отдаленно напоминающими костюм, но с хризантемой в петлице. Г. широко использовал цирковые трюки — загорающиеся глаза, светящиеся уши, ярко пульсирующее сердце. Весь этот комплекс смешной атрибутики был схож с цирковой клоунадой, ее специфика оказалась близкой актерской индивидуальности Г. Начав с куплетов и фельетонов, он пришел к созданию фельетона-аттракциона, который был прямым подобием цирковой клоунады. Номера  Г. требовали не только точно разработанного костюма персонажа, но и сложного театрального реквизита: на эстраде появляются лодка, самолет, трактор. Реквизит тоже эксцентричен: у трактора колеса- портреты в золоченых рамах, мотор — мясорубка, фары — керосинка, руль — круг колбасы и т. д. Артист блестяще обыгрывал все эти детали в своей эксцентрической манере, что придавало сатирическому номеру «Трактор» (о недоверии обывателя к разного рода техническим новшествам) веселый характер. Почти все номера Г. воспринимались как импровизации, но артист долго работал над текстом, подыскивая наиболее точные интонации, оттачивая каждую фразу. Его постоянными авторами были Я. Ядов, А. Д’Актилъ, М. Левитин, В. Соловьев, В. Владимиров, В. Кавецкий, Н. Глейзаров. Большое место в творчестве Г. занимал куплет. На протяжении 20-30-х гг. исполнял «Фонарики», «Скажите вашей тете», «Прыг да скок», написанные Ядовым. В поисках новых средств выразительности прибегал к использованию кино, радио.
К середине 30-х гг. Г. вынужден расстаться с маской «босяка», противоречившей официальной эстетике времени. Стал выступать в обычном костюме, пытался читать фельетоны от своего лица, но прежнего успеха не имел. Новая маска так и не была найдена. Г. вернулся к исполнению куплетов. Умер он в Арктике, куда группа артистов совершила первый агитмассовый полет в 1940.
Лит.: Мастера эстрады. Л.; М., 1964. С. 30-36, 131, 166; Гершуни  Е. Рассказываю об эстраде. Л., 1968; Бей-линА. Василий Гупнгнский // Воображаемый концерт. Л., 1971; ТериковГ. Килет на эстраде. М., 1987. С. 104, 105.
О. А. Кузнецова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100