В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Гюнна и Каверзин

Гюнна и Каверзин — танцевально-акробатический дуэт.
Понна Мария Ивановна (28.08.1903. Очаков- 30.10.1992, С.-Петербург)- танцовщица.
Каверзин Александр Иванович (09.08.1898, Самара- 14.02.1988, Ленинград)- танцовщик, балетмейстер. К. приехал в Петроград (1921) с намерением поступить в Академию художеств, но увлекся балетом. Благодаря спортивной подготовке и природному большому прыжку был принят на вечерние курсы при Хореографическом уч-ще (педагог В. Семенов). Занимался успешно, но после встречи с П. — спортсменкой, занимавшейся плаванием, его планы изменились: острым глазом художника К. уловил редкое сходство их высоких, стройных фигур, увидел возможность создания необычного по выразительности пластического дуэта. К тому же П. обладала феноменальной гибкостью и огромным шагом. Танцевальным мастерством она стала овладевать в процессе совместной работы. Их первый номер — «Спортивный танец» (муз. М. Блантера, 1924), поставленный, как и все остальные, самим К., представлял сочетание сложнейших акробатических трюков: «мостик» на руках у партнера, «кольцо», «ласточка». Все они были придуманы и впервые исполнены П. и К. В 1925 дуэт дебютировал в театре «Кривое зеркало», сразу завоевал успех и популярность. Внешность танцоров соответствовала тогдашним аскетическим представлениям о прекрасном: графичность линий подчеркивалась строгой манерой исполнения и простотой костюма (повязки на бедрах и груди), который оставался неизменным весь первый период их творчества. За время работы в «Кривом зеркале» К. поставил несколько номеров, в том числе — «Сюиту» на произведения А. Скрябина (участвовали также: Г. Лерхе, С. Корень). К. стал больше использовать элементы классического танца, прибегая к акробатическим приемам лишь в моменты эмоциональных кульминаций. Постановки отличались особым внутренним ритмом, певучими и мягкими переходами одного движения в другое. Движения и позы вызывали ассоциации со скульптурой. В 1928 и 1929 П. и К. гастролировали по городам Франции. Вернувшись, выступали с самостоятельными концертами в Ленинграде, Москве и других городах. Ощутив общую для советского искусства тенденцию к сюжетности, К., по совету В. Маяковского, обратился к литературе. В 1931, на три года раньше, чем балетный театр, он остановился на «Бахчисарайском фонтане», создав дуэт Заремы и Гирея (на «Восточный романс» Н. Римского-Корсакова), где почти не использовал акробатическую поддержку. Но слабые актерские способности П. и К. не смогли компенсировать отказ от главного выразительного средства. Герои характеризовались, главным образом, костюмами (автором которых всегда был К.). Тем не менее сюжетные номера, спасавшие от обвинений в формализме, стали для них основными. Среди работ 40-х и 50-х гг. были: «Жар-Птица» (на муз. М. Балакирева, 1944), «Единоборство Мцыри с барсом» (на муз. Л. Калашникова, 1944) и др. П. и К. выступали вплоть до 1960 (в годы Великой Отечественной войны в составе Ленингр. театра миниатюр под рук. А. Райкина работали на Южном фронте). В историю эстрадной хореографии они вошли как наиболее яркие представители дуэтно-акробатического танца. Созданные ими приемы были подхвачены многими эстрадными и академическими танцовщиками и балетмейстерами.
Лит.: Шереметьевская  Н. Танец на эстраде. М., 1985; Ивинг  В. Танец в «Кривом зеркале» // Эстрада без парада. М., 1991.
Н. Е. Шереметьевская


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

набор цанг er32