В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Давыдов А. Д.

Давыдов (наст. фам. Карапетян) Александр Давидович (1850, Тифлис- 1911, Петербург) — артист оперетты, эстрадный певец. Певческую карьеру начал в 1870 в Тифлисе, где часто пел в хоре итальянской оперы за 10 руб. в месяц. В 1872 служил хористом во Владикавказе, работал в оперетке, пробовал играть в драме. Как-то среди сезона ему пришлось срочно заменить заболевшего тенора, дебют прошел удачно и вскоре Д. на главных ролях в опереточной труппе Бердянска. Играл в театрах Ставрополя, Ростова-на-Дону, где ему уже платили 100 руб. в месяц. В 1876 Д. приезжает в Москву, пробует свои силы в опере, выступив в партии Торопки в «Аскольдовой могиле» А. Верстовского на сцене Большого театра. Однако, дебют не удался, хотя впоследствии Д. с успехом будет петь эту партию в Народном театре С. В. Танеева в Москве. Поступил в Московский артистический кружок, где режиссером летней труппы был М. Лентов-ский, ставивший оперетты. Д. выступал в главных ролях (Рауль в «Синей бороде», Парис в «Прекрасной Елене» и др.). Известность  Д. быстро достигла Петербурга, начинаются гастроли. В печати его называют «королем опереточных теноров», «русским Мазини», а в зрительской среде запросто именуют Саша. Успех настолько окрылил артиста, что он решил, будто ему подвластен и драматический театр. В 1879 перешел в Малый театр; проработав до 1884 (играл роли с пением, выступал в дивертисментах), вернулся в опереточную труппу Лентовского, где впервые исполнил партию Антипа в спектакле «Цыганские песни в лицах», оперетте-мозаике, составленной из популярных песен и романсов. В этой роли Д. был особенно пластичен, выразителен, голос звучал не сильно, но был богат обертонами. Особый успех имели романсы, которые он мог по своему выбору включать в спектакль. Начинает много и успешно концертировать (в его репертуаре произведения Я. Пригожего, И. Лодыженского, В. Пащенко, А. Чернявского, Н. Зубова, романсы собственного сочинения: «Зачем», «Отойди», «Бог с вами», «Я вас больше не люблю», «Я б хотел умереть», «Тебя отнимут у меня» и др). Пение  Д. отличала высокая культура, темперамент, какая-то особая фразировка, стихийная манера «атаки» верхних нот, что усиливало драматизм исполнения. Когда он пел, было ощущение, будто в его голосе стоят слезы, рыдания, что доводило публику до массового экстаза, иногда до истерик, даже до обмороков. Наполнил русский, цыганский романс яркими южными красками, обостренными чувствами, страстями. Его собственные веши отличает тонкое ощущение стиля, характера цыганского пения, не случайно они войдут в репертуар многих исполнителей. В последние годы жизни голос певца стал заметно тускнеть. Он все меньше выступал с сольными программами. Переехав в Петербург, где было много его поклонников, вынужден довольствоваться выступлениями в фешенебельных ресторанах «Кюба», «Кафе де Пари», где и закончил свою карьеру. Официально покинул эстрадные подмостки в 1906, устроив в Москве в театре Шарля Омона прощальный вечер. Д. успел записать на грампластинки всего лишь два самых любимых своих романса- «Нищук>> и «Пару гнедых». Иногда он пел среди друзей. Об одном из таких выступлений написал К. Станиславский: «Давыдов состарился, превратился в руину, голос его пропал, но слава о нем продолжала жить. Надо было показать нашей молодежи <...>. Нам удалось убедить Александра Давыдовича спеть несколько его коронных цыганских романсов <...> Давыдов со старческим хрипом пропел или. вернее, музыкально продекламировал несколько романсов и все-таки заставил нас пролить слезы. Он проявил высокое искусство слова в дилетантской области цыганского пения и, кроме того, заставил нас задуматься о том секрете декламации, произношения и выразительности, который был ему известен, а нам — артистам драмы, имеющим постоянное дело со словом,- нет!» (Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М., 1983, с. 249). Д. умер от крупозного воспаления легких. Место захоронения Д. неизвестно.
Лит.: Дорошевич  В. М. Саша Давыдов // Дорошевич  В. М. Избранные рассказы и очерки. М., 1962. С. 62-74; Савченко  Б. Король цыганского романса // Советская музыка. 1986. № 5. С. 125-127; Сергеева  Т. Кумир поверженный // Молодежная эстрада. 1996. № 1. С. 19-20.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100