В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Деммени Е. С.

Деммени Евгений Сергеевич (28.02/ 12.03.1898, С.-Петербург- 23.01.1969, Ленинград) — кукольник: актер, режиссер, теоретик, историк. Засл. арт. РСФСР (1934). Сын чиновника Министерства Двора, Д. закончил Николаевский кадетский корпус, офицерские курсы Пажеского корпуса. Участвовал в Первой мировой войне в чине прапорщика. С дек. 1917 в Красной Армии. После демобилизации в 1922. вернувшись в Петроград, поступает на техническую должность в Театр юного зрителя. Случайная покупка старинных кукол подсказала идею создания «Театра Петрушки». 14янв. 1924 показывает первые небольшие петрушечные представления: «Петрушка», «Арлекинада». С осени 1925 по 1936 по приглашению А. Брянцева Театр Петрушки«входит в состав Ленингр. ТЮЗа. Наряду с детскими («Проказы Петрушки». «Петрушка-иностранец», «Кошкин дом» и др. i ставит сатирические спектакли «Свадьбу» А. Чехова (1928), «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» (1929). С 1930 начи-аботать также с марионетками — пародийный спектакль «Наш цирк». Стал выбирать систезл» кукол в зависимости от драматургии. Спектакли  Д. носили «эстрадный» характер: в них было много музыки, вокальных и танцевальных номеров, отсутствовал занавес, использовалась игра с вещами, увеличенными в размерах по отношению к кукле («вещественная гипербола»). С янв. 1937 руководил Ленингр. гос. кукольным театром (после его смерти им. Д.). Вместе с театром пережил самые трудные месяцы ленингр. блокады, потеряв одного из ведущих воспитанных им .молодых актеров М. Дрозжина.
Концертная деятельность Д. началась в 1930 по инициативе художеств, рук. Ленингр. мюзик-холла Г. Венецианова. Эстрадный номер «По-литбалаган» (автор А. Флит) — памфлет на международные темы был показан более 50 раз, текст изменялся в соответствии со злобой дня. Большинство последующих номеров строились на танце и пантомиме: «Танец диких», «Танцевально-акробатическое трио», «Танго смерти» и др., осмеивавшие эстрадные стереотипы. В «темпераментном» «Цыганском танце» рука артиста становилась телом танцовщицы, гибкость кисти создавала впечатление гибкости ее тела. Точность пантомимического рисунка позволяла почти без слов сыграть сценку «Хирургия» по А. Чехову (куклы М. Артюховой). Лирико-пародийный характер носил номер «Секретарь и обезьяна» (текст Ю. Гауша, куклы В. Форштедт, 1934). Среди пародийных номеров «Анна Каренина», 1936, «Культурное наследие» и «Оптимистическая симфония», 1940. Особенно долгую и счастливую жизнь имела «12-я рапсодия», («Пианист», кукла Артюховой, 1939).
Клоунская резкость пластики, приемы буффонады, близкие театру Петрушки, отличали эстрадные номера Д. Сохранив основу веселого, озорного мастерства «петрушечников», придал древнему искусству новое качество, «облагородив» и осовременив его с помощью мастерства художников-кукольников, сценической музыки, света, мира современных вещей и др.
Спектакль  Д. «Макс и Мориц» лег в основу первого «петрушечного» к/ф (1928). Куклы  Д. экспонировались на Междунар. выставке в Праге и Париже, 1928; удостоены серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958. Автор книг «За петрушечной ширмой» (М.; Л., 1930), «Куклы на сцене» (Л.; М., 1949, издана в ГДР, 1951, Японии, 1956). Общественный деятель: зам. председателя советской секции УНИМА, член жюри Междунар. фестиваля кукольных театров в Бухаресте, 1958.
Соч.: Призвание- кукольник: Статьи. Выступления. Заметки. Воспоминания о Е. С. Деммени / Вступ. ст. Н. В. Охочинского «Пионер советского театра кукол». Л., 1986.
Лит..: Смирнова  Н. И. Искусство играющих кукол. М., 1983. С. 142-144.
Е. Д. Уварова

Дербенев Леонид Петрович (12.04.1931, Москва- 22.06.1995, Москва)- поэт-песенник. Лауреат Междунар. конкурса песни в Сопоте (1978), лауреат Всес. конкурсов песни (1963, 1964, 1965, 1973). Окончил Юридический ин-т (1950-1954). С 1954 по 1959 работал в качестве юриста в разных организациях, параллельно писал стихи, некоторые из них печатались в «Комсомольской правде», «Известиях», «Моск. комсомольце» и др.
С 1959 Д. уходит на творческую работу, сотрудничает с многочисленными киностудиями, пишет песни. Поначалу это были стихотворные переводы песен из зарубежных к/ф («Песенка шофера» из к/ф «Там, где кончается асфальт») или просто зарубежных песен («Уморя, у синего моря» Я. Миягава, «Луна», «Прощай, моряк» Д. Модуньо и др.). «Прощай, моряк» (нач. 60-х) прозвучала на радио в исполнении Т. Миансаровой и сразу же стала популярной. Среди нескольких сотен песен, написанных на стихи Д., многие становились шлягерами.
Активно сотрудничая с отечественным кинематографом, Д. написал более 120 песен, которые начинали жить самостоятельной жизнью на эстраде. Достаточно вспомнить «Остров невезения» А. Зацепина в исполнении А. Миронова или «Песню про зайцев» и пародийную «Вулкан страстей» («Бриллиантовая рука»), а также «Песенку о медведях» Зацепина («Кавказская пленница»), «Есть только миг» Зацепина («Земля Санникова»).
С Д. любили работать многие композиторы, поскольку он владел «легким» пером, «музыкальным» ухом и умел точно проникнуть в замысел композитора. Среди них: Зацепин (помимо упомянутых песен, «Волшебник-недоучка», «Песенка про меня»), А. Флярковский («Белая лебедь», «Вальс о весне», «Колдовство»), А. Бабаджанян («Лучший город земли»), В. Мигуля («Я люблю этот мир»), А. Морозов («Старый костер», «На острове Буяне»), М. Дунаевский («Городские цветы»), Ю. Антонов («Твоя судьба»), В. Добрынин («Нежная», «Все, что есть у меня», «Кто тебе сказал», «Родная земля»), М. Минков («Ты, я знаю, ты на свете есть»), Б. Рычков («Все могут короли») и др. В отличие от других поэтов-песенников, Д. подолгу с композиторами не работал, ему было интересно пробовать разные направления, разные жанры, последнее время сотрудничал с молодым И. Матетой («Никогда», «Реквием», «Ах, Москва»).
Д. был очень «эстрадным» поэтом. Так же, как и в кино, он точно улавливал образный строй картины и в соответствии с ним выстраивал песню, так и на эстраде он очень хорошо «чувствовал» певцов и часто писал специально для них. Поэт понимал главное, что «песня должна помогать исполнителю открыться, показать, на что он способен». Так было с А. Пугачевой — увидев и услышав ее впервые с песней «Робот» (ст. М. Танича, муз. Л. Мерабова), он угадал в ней, тогда еще почти подростке, большой талант и написал несколько песен специально для нее («Все могут короли», «Волшебник-недоучка», «Песенка про меня», «Ты, я знаю, ты на свете есть» и др.). Много сотрудничал с певицей Т. Анциферовой (несколько песен Зацепина). Так же помог одаренной М. Распутиной. Услышав в ее исполнении (1988) песню на муз. Ма-теты «Играй, музыкант» (ст. Я. Трусова), почувствовал в ней эстрадную изюминку и стал как бы ее крестным отцом, написав «Живи, страна», «Я еду в Гималаи», «Мамины сны» (все муз. Матеты). Помогал в творческом становлении певице Миле Романиди, Игорю Над-жиеву.
Песни на стихи Д. исполняют многие ведущие эстрадные певцы. Об этом свидетельствовал вечер памяти поэта «Я вернусь…», прошедший в ГЦКЗ «Россия» в 2003.
Соч.: Песни из кинофильмов: Сб. М., 1973. Лит.: Петухова  О. Я не всегда имел дело с талантливыми // Крестьянка. 1993. .° 11. С. 27.
О. А. Кузнецова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100