В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Джаз на эстраде

Джаз на эстраде. Под термином «джаз» принято понимать: 1) вид музыкального искусства, основанного на импровизационности и особой ритмической интенсивности, 2) оркестры и ансамбли, исполняющие эту музыку. Для обозначения коллективов используются также термины «джаз-банд», «джаз-ансамбль» (иногда с указанием количества исполнителей — джаз-трио, джаз-квартет, «джаз-оркестр», «биг-бенд».
Первые московские составы — «Первый в РСФСР эксцентрический джаз-банд» В. Парна-ха (1922) и «Первый экспериментальный камерный синтетический ансамбль» (ПЭКСА) Л. Варпаховского (1923) — утверждали джаз как новое, революционное искусство, приспособленное к нуждам современного театра. Только гастроли в Москве, Ленинграде, Харькове и Одессе американских джаз-бандов Ф. Уитерса и С. Вудинга (1926) стали толчком к созданию джазовых оркестров, ориентирующихся на танцевальную и концертную музыку. В 1926 первый профессиональный оркестр собрал пианист А. Цфасман (АМА-джаз). В 1927 АМА-джаз выступал на сцене Артистического
клуба и на эстраде театра «Эрмитаж» в Москве. В том же годл7 в Ленинграде Л. Теплицкий, вернувшись из командировки в США, где стажировался при оркестре П. Уайтмена, организовал «Первый концертный джаз-банд», в который вошли преподаватели консерватории и музыканты из симфонических и духовых оркестров. Л. Теплицкий познакомил публику с популярными мелодиями Д. Гершвина, Д. Керна, И. Берлина, В. Юманса, а также с обработками классических произведений «в джазовом стиле». В 1928 в Ленинграде возник «Передвижной концертный джаз-банд» Б. Крупышева, впервые исполнявший негритянские блюзы. Лабораторией инструментального джаза стала «Ленинградская джаз-капелла» Г. Ландсберга и Б. Крупышева (1928). В концертных программах «джаз-капеллы» впервые прозвучали че-тырехчастная «Джазовая сюита» А. Живото-ва, «Джаз-лихорадка» Г. Терпиловского, «Дядя Оболей» Н. Богословского, «Я одинок» Н. Мин-ха. В репертуар вошли также «Поэма» 3. Фи-биха и «История солдата» И. Стравинского. С момента рождения в нашей стране джаза обозначились две тенденции: «эстрадный» джаз (симфоджаз) и коллективы, стремившиеся к созданию инструментальной джазовой («аутентичной») музыки. В некоторые периоды (конец 30-х — начало 50-х гг.) грани между ними почти стирались.
Новой формой джаза на эстраде стал Теаджаз, созданный в 1929 в Ленинграде Л. Утесовым и Я. Скоморовским. Первые программы Теаджаза -«Теаджаз» (1929), «Джаз на повороте» (1930) и другие становились частью представлений Ле-нингр. или Моск. мюзик-холлов, реже были самостоятельным эстрадным спектаклем. В 1929 в Харькове теаджаз организовал Б. Ренский, в 1933 в Москве Н. Березовский основал «Джаз-театр». Всеобщую популярность театрализованному джазу принес фильм «Веселые ребята», снятый Г. Александровым по мотивам «Музыкального магазина» (1934).
В 30-е гг. наблюдается повсеместное проникновение гражданской и лирической песни в репертуар концертирующих джаз-оркестров. Самой известной «песенной» программой стало обозрение Теаджаза Утесова «Песни моей Родины» (1936), в которую вошли «Партизан Железняк» М. Блантера, «Полюшко» Л. Книппера, «Каховка» И. Дунаевского, «Тачанка» К. Листова и др. С эстрадно-песенными дивертисментами на эстраде выступали джаз-оркестры Цфасмана, Скоморовского, А. Варламова, Э. Кемпера, А. Семенова, В. Коралли и К. Шульженко.
Инструментальному джазу гораздо больше внимания уделяли оркестры Радиокомитетов (Цфасман, Варламов, Минх), а с 1938 специально созданный Гос. джаз-оркестр СССР (рук. В. Кнушевицкий). Концертные программы показывали также джаз-оркестры, выступавшие в кинотеатрах перед сеансами. Наиболее известные — под рук. Терпиловского, Н. Игнатьева, М. Кадомцева. В 30-е гг. театрализованные и инструментально-джазовые программы показали зарубежные оркестры — «Вайнтрауб Синкопей-торс» (Германия), джаз-оркестр А. Циглера (Чехословакия), а также оркестры союзных республик — Азербайджанский под рук. Т. Кулиева, Армянский под рук. А. Айвазяна, Молдавский под рук. Ш. Аранова. Яркие представления предложили Белостокский джаз-оркестр Э. Рознера и Львовский теаджаз Г. Варса.
В период Великой Отечественной войны джаз-оркестры выступали на фронтах и в тылу с эстрадными обозрениями, проникнутыми военно-патриотической тематикой. Теаджаз Утесова поставил программы «Бей врага!» (1941), «Напевая, шутя и играя» (1942), «Богатырская фантазия» (1943), «Салют» (1944), теаджаз Ренского показал обозрение «Страна героев» (1943), джаз-оркестр Варламова подготовил обозрение «Поговорим о песне» (1941). Иногда оркестры распадались на небольшие самостоятельные ансамбли, которые принимали участие в сборных концертах фронтовых бригад. Нередко в действующей армии возникали мобильные, самодеятельные джаз-оркестры.
Начавшаяся во второй половине 40-х холодная война и последовавший за ней изоляционизм приостановили развитие джаза. Большинство коллективов было распущено, продолжал выступать лишь оркестр Утесова (с 1948 Эстрадный оркестр РСФСР) и малые инструментальные ансамбли (трио, квартеты), включавшиеся в сборные эстрадные концерты. Самые известные из них — квартет Б. Тихонова, квартет Цфасмана, трио Ю. Шахнова.
Только в середине пятидесятых на эстраду возвращаются джаз-оркестры с эстрадно-песенными программами. Утесов поставил обозрения «И в шутку, и всерьез» (1953), «Серебряная свадьба» (1954) и др. В Москве выступали джаз-оркестры Ренского, Рознера, А. Горбатых, Д. Покрасса. В Ленинграде эстрадно-театрализованные программы представил джаз-оркестр А. Блехмана. Толчком к развитию джаза стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957, Москва), в рамках которого был проведен конкурс джазов.
В 60-е гг. во многих городах возникли джаз-клубы, с помощью которых были организованы первые в стране фестивали инструментального джаза. Московские (1962, 1965-1968), Ленинградские (1965, 1966), Таллиннские (1960-1967), Куйбышевские (1967, 1968) и другие фестивали представили новое поколение джазовых музыкантов, среди которых выдвинулись саксофонисты 7". Гаранян, А. Козлов, Г. Шльштейн, трубачи Г. Лукьянов, А. Товмасян, К. Носов, пианисты В. Сакун, Б. Рычков, И. Бриль, гитаристы Н. Громин, А. Кузнецов и др.
Новая тенденция в развитии джаза состояла в полном отказе от театрализации и в ограничении эстрадно-песенного материала. Инструментальный, филармонический джазовый концерт на эстраде утверждал прежде всего оркестр О. Лундстрема. По этому же пути пошли и другие биг-бэнды — Концертно-эстрадный ансамбль В. Людвиковского (Всесоюзное радио), «ВИО-66» Ю. Сеульского, киевский джаз-оркестр «Днипро», рижский оркестр «РЭО», ленингр. джаз-оркестр И. Вайнштейна.
В 70-е с сольными джазовыми программами начали выступать малые импровизационные ансамбли — трио Л. Чижика, ансамбль Бриля, «Арсенал» Козлова, «Каданс» Лукьянова, «Аллегро» Н. Левиновского, Ленингр. диксиленд, Уральский диксиленд, ансамбль Д. Голощекина. Инструментальные джазовые концерты проводились как в рамках филармонических абонементов (часто предваряясь лекциями или вступительными словами), так и самостоятельно во время гастрольных поездок по стране. Джаз был также представлен зарубежными коллективами, в 60-70-е гг. в стране побывали джаз-оркестры Б. Гудмена, Д. Эллингтона, Э. Хайнза, Т. Джонса- М. Льюиса (США), К. Эдельхагена, Х. Янковского (ФРГ), Г. Брома (ЧССР) и др.
В 80-е гг. регулярные джазовые праздники проходят в Москве, Ленинграде, Ярославле, Хабаровске, Новосибирске, Красноярске, Архангельске, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Казани, Чебоксарах и других городах. Зародившиеся два десятилетия назад фестивали приходят на смену концертно-гастрольнои деятельности джазовых коллективов, к тому же джаз частично перемещается в небольшие клубы, специальные кафе, претендуя на большую сцену лишь в отдельных случаях. Возрастает роль солистов-импровизаторов, в результате чего на эстраде возникает большое число минимальных составов — дуэтов, трио (Л. Винцкевич — Л. Саарсалу, А. Фишер — Д. Крамер, «ТриО» и др.).
Джаз стилистически неоднороден. Традиционным стилям отдают предпочтение Уральский и Петерб. диксиленды, оркестровый джаз (свинг) представляют биг-бэнды Лундстрема, Гараняна, А. Кролла (Москва), В. Толкачева (Новосибирск), К. Назаретова, В. Бударина (Ростов-на-Дону). Современный импровизационный джаз исполняют ансамбли Голощекина, А. Кондакова (С.-Петербург), Н. Панова, Бриля, В. Кац-нельсона, Кузнецова (Москва). Язык современного джаза активно используют композиторы, работающие в области театральной, эстрадной и киномузыки — CavibCKuii, В. Терлецкий, М. Кажла-ев, И. Якушенко, Б. Троцюк и др.
С 70-х гг. джазовое обучение введено в ряде музыкальных уч-щ. факультативно в некоторых консерваториях. С 1973 в Музыкально-педагогическом уч-ще им. Гнесиных читается курс «Массовые музыкальные жанры». разработанный Е. Овчинниковым и В. Озеровым. Создаются учебные пособия.
Многие музыканты и коллективы получили высокую оценку и признание за рубежом. Среди них Бриль, Л. Винцкевич. Голощекин, Кузнецов, оркестры Лундстрема, Гараняна, Ленингр. и Уральский дикаиенды, детский биг-бэнд А. 1ебе-ля и др. Некоторые джазмены переехали на постоянное место жительства за рубеж (В. Гане-лин, А. Зубов, Левиновский, Чижик и др.). В 90-е гг. изменилась ситуация в концертной практике, джазовая жизнь переместилась в небольшие клубы. Проведено немало фестивалей, в том числе с участием известных зарубежных исполнителей. На гастроли в Россию приезжали гитарист Б. Б. Кинг, певец Рэй Чарльз со своим оркестром и др. На американских фестивалях играли биг-бэнд Лундстрема, группа Бриля, Ленингр. диксиленд и др.
Лит.: Утесов  Л. С песней по жизни. М., 1961; Сауль-ский Ю. Диалог о джазе // Смена. 1967. № 2; Бата-шевА. Советский джаз. М., 1972; Утесов  Л. Спасибо, сердце… М., 1976; Советский джаз. Проблемы, события, мастера. М., 1987; Петров  А. Джазовые силуэты. М., 1996; Фейертаг  В. Джаз- от Ленинграда до Петербурга. СПб., 1999.
В. Б.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100