В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Долина М. И.

Долина Мария Ивановна (урожд. Саюшкина, по мужу Горленко) (17.02/1.03.1869, Нижегородская губ. — 2.12.1919, Париж) — певица, контральто. После окончания Царкосельской гимназии (1884) зарабатывала на жизнь уроками. Параллельно занималась на частных музыкальных курсах Е. Рапгофа, увлекалась драматическим искусством. В 1885 в концерте, устроенном на курсах, спела с оркестром арию Вани из оперы «Жизнь за царя». Начались занятия с Е. Чистяковой и режиссером оперы Г. Кондратьевым. 21 апр. 1886 в роли Вани дебютировала на сцене Мариинского театра, где проработала 18 лет (в 1901 получила звание Солистки Его Имп. Величества). В летние месяцы совершенствовалась в Италии, в Париже. Обладая организаторскими способностями, Д. с 1894 проводит в Петербурге большие симфонические концерты с участием знаменитых иностранных музыкантов, доход от них передает на нужды благотворительности. С 1897 начинает систематические зарубежные гастроли с дирижером Л. Ауэром, исполняют арии из русских опер (поет только по-русски). В 1904, оставив оперную сцену, выступает с концертами русской народной, песни. Мастерство и природные вокальные данные (голос теплого бархатистого тембра, с насыщенным нижним регистром) соединились с талантом драматической актрисы, задушевностью исполнения. К тому же, как пишет посвятившей ей статью В. Розанов, «…нужно было иметь богатую самостоятельную натуру, сильный ум, несклончивый к колебаниям характер» (Среди художников. М., 1994. С. 370). Благодаря этим качествам к 1907 Д. подготовила с помощью специалистов по истории русской и славянской музыки циклы вечеров (в каждом цикле 4 вечера); они показывали эволюцию русской песни от духовных песен, былин, народных песен до сочинений М. Глинки, П. Чайковского, М. Мусоргского и других менее известных современных композиторов (всего 188 песен 126 русских авторов). В концертах, шедших с аншлагами, принимали участие хор под упр. М. Речкунова, балалаечный оркестр Н. Привалова, виолончелист А. Вержбилович, оперный бас А. Каченовский, аккомпаниатор Д. Лазарева и др. Последний концерт цикла, ставшего музыкальным событием сезона, состоялся в февр. 1908 в цирке Чи-низелли и сопровождался грандиозным чествованием артистки. Расширяя репертуар, в 1908-1909 Д. представила цикл «Славянские вечера». Много гастролировала по всей стране. Особенный размах культурно-общественная деятельность Д. получила в годы первой мировой войны. Ее «патриотические концерты» в цирке Чинизелли в Зале Армии и Флота шли с участием военных музыкантов, песенников и плясунов гвардейских полков. Широко использовалась театрализация, в живых картинах прославлялись народные герои — Минин, Суворов, Кутузов, а также династия Романовых; зачитывались военные приказы, сводки (к 1917 состоялось более 500 таких концертов, сбор от них передавался на благотворительность). В 1918 Д. эмигрировала во Францию.
Лит.: Каменев  И. А. М. И. Горленко-Долина. СПб., 1912; Кузнецов  Е. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 342-344.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100