В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Драматический балет

«Драматический балет» — студия родилась в Москве в 1918 на основе студии М. Морд-кина. Ее возглавили артистка балета Н. Греми-на, композитор Н. Рахманов и художник М. Тихомиров. В 1920 студия получила права гос. учебного заведения, свое здание на Б. Дмитровке, д. 9, открыла школу и стала называться «Гос. опытной студией Драматического балета» (меняла название еще 15 раз). В студии преподавали балетмейстер Большого театра А. Горский, артисты Большого театра М. Горшкова, Л. Лащи-лин, А. Мессерер, Г. Поливанов, И. Смольцов и др.; артисты Первой студии МХТ  С. Бирман, М. Успенская, В. Попов; мимику и жест по Дельсарту преподавал С. Волконский, пантомиму — артист Камерного театра Н. Церетелли. Своей задачей руководители студии ставили выявление смысла и оправдания хореографического действия, танец, по их мнению, «должен служить одним из средств для воплощения драматической темы». Преподавание актерского мастерства в студии основывалось на принципах школы МХТ. Руководители студии Драмба-лета стремились воспитать «танцующего актера». В 1920 Наркомпросом были организованы Высшие гос. хореографические мастерские, пользующиеся правами специального среднего учебного заведения повышенного типа. Основное ядро этих мастерских составила студия Драмбалета и две частные моек, студии под рук. И. Чернецкой и А. Шаломытовой. В 1922 на базе мастерских был образован Гос. практический ин-т хореографии. Первыми спектаклями здесь стали небольшие одноактные балеты «Индусская легенда» на муз. В. Поля и А. Толстого (балетмейстер О. Чаплыгина) и «Неволя» на муз. Рахманова (балетмейстер Лащилин), оба- в 1922; «Вечер балетов» на муз. И. Саца, 1923 («Вальсы», балетмейстер Л. Редега, «Козлоногие», балетмейстер В. Кузнецов) и др.
В 1924 студия Драмбалета была включена в состав ГИТИС в качестве автономного хореографического отделения, а затем (в том же году) преобразована в Хореографическое отделение Гос. театрального техникума им. А. В. Луначарского (МГТТ). На Хореографическом отделении техникума существовал учебный курс для студентов от 16 до 25 лет и Детская группа для учеников от 10 до 14 лет. В МГТТ были поставлены балеты: «Война игрушек» на муз. Р. Шумана, «Игры в танцах» (оба- 1926), «Спортивные танцы» (1927), все- балетмейстер А. Мессерер; «Иван-маляр и четыре франта» на муз. Ю. Милютина (1927, балетмейстер Н. Глан) и др. В 1928 Хореографическое отделение -
вошло в состав Центр, управления госцирками (ЦУГЦ), получив площадку Моск. мюзик-холла для показа своих работ. Здесь были созданы балеты для детей — «Мурзилка и Мазилка» и «Мазилка найден!» на монтаж из классических музыкальных произведений (балетмейстер Н. Болотов), «Шалуны» на муз. Ф. Шуберта (балетмейстер К. Голейзовский), все- в 1928. Балетмейстеры Болотов, М. Геворкян, Голейзовский, Э. Мей, Н. Фореггер, Н. Холфин и другие поставили хореографические миниатюры, целые концертные отделения. Особенной популярностью у зрителей долгие годы пользовались танцевальная сцена «Морской скетч» на муз. Милютина (балетмейстер Холфин, 1929), продержавшаяся в репертуаре до 1940, и номер «30 герлс» в постановке Голейзовского (1928). Коллектив Драмбалета принимал участие во всех обозрениях Моск. мюзик-холла 1928-1930, куда вновь вернулся после небольшого перерыва (1931-1933) и участвовал во всех программах до 1935. В 1936 Драмбалет вошел в состав 1-го Госцирка, выступая в цирковой программе с танцевальными интермедиями и балетными сюитами на муз. Рахманова в постановке Е. Менее и П. Кретова. В 1938 стал ансамблем в «Артист-бюро» ЦУГЦ, гастролируя по стране с концертной программой. Начало войны прекратило существование ансамбля, а бессменный руководитель Н. Гремина (1888-1960) в 1943 возглавила балетный цех ВГКО. Таким образом студия-мастерская-театр-ансамбль Драмбалет просуществовала 22 года. Провозглашенная студией Драмбалета понятность и доступность балетного зрелища, отказ от нарочитой условности старого балета- было для своего времени явлением прогрессивным. Такие понятия, как «драматизация балета», «образ в танце», «воспитание танцующего актера», впервые выдвинутые создателями студии, получили широкое применение в деятельности многих балетмейстеров, в том числе работающих на эстраде.
Из студии Драмбалета вышли хореографы — Болотов, В. Бурмейстер, П. Вирский, Кретов, Мей, Холфин и др.; танцовщики- М. Воронько, А. Редель, С. Сорокина, 3. Тарховская, Н. Фрей-ман, М. Хрусталев и многие другие. Студия Драмбалета определила целое направление танца на эстраде, шире — всей советской хореографии 30-50-х гг.
Лит.: Шереметьевская  Н. Танец на эстраде. М., 1985; Мессерер  А. Танец. Мысль. Время. М., 1990; Холфи-на С. Воспоминания мастеров московского балета. М., 1990; Белова  Е. Драмбалет: студия-мастерская-театр-ансамбль // Балет. 1993. № 5-6; 1994. № 2-3.
Е. П. Белова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100