В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Дрейден С. Д.

Дрейден Симон Давыдовыч (19.12.1905/ 01.01.1906, Петербург- 04.12.1991, Москва) -критик, эстрадовед, театровед. Окончил Тени-шевское уч-ще, в 1920-1922 учился на фак-те общественных наук Петрогр. ун-та. Одновременно работал литературным секретарем у К. Чуковского. Литературную деятельность начал в 1923 в газете «Петрогр. правда», еженедельнике «Жизнь искусства». Первые посвященные эстраде публикации о программах В. Яхонтова «Ленин» («Новая веч. газ.», 1925) и «Пушкин» («Ле-нингр. правда», 1926). Составитель сборников: «1905 год в сатире и юморе» (Л., 1925), «Ленин и искусство» (Л., 1926; 2-е изд. 1929) с предисловием А. Луначарского. В 1927 вместе с С. Воскресенским, М. Падво и Б. Филипповым провел социологическое обследование работы и быта артистов эстрады (опрошены более 1000). Собранные материалы обобщил в очерке «Как живет и работает…» (сб.: Эстрада. Л., 1928). В 1930-1933 художеств, рук. Концертно-эстрадного бюро (КЭБ), где с помощью режиссеров, балетмейстеров, цирковых деятелей, педагогов был подготовлен ряд номеров, которые во многом определили эстрадную практику начала 30-х гг.: Л. Спо-койской и А. Шварца, А. Менакера, П. Муравского, С. Балашова, А. Бениаминова и др. В «Открытом письме Вс. Вишневскому» (Рабочий и театр. 1932. № 4) Д. темпераментно укорял писателей в пренебрежительном отношении к «малым формам». Много выступал в печати со статьями и рецензиями, которые отличались точностью оценок, живым ощущением искусства, собственной позицией. Боролся за умную, содержательную эстраду, против лозунговости, риторики, репертуарных и исполнительских штампов; отстаивал утесовский джаз (Теаджаз // Жизнь искусства. 1929. № 12), развлекательные функции эстрады (Мюзик-холльный разъезд // Рабочий и театр. 1934. № 17), отмечал неадекватность оценок официальной критики и живой зрительской реакции. Многие статьи публиковались под рубрикой «Заметки болельщика», что определило их характер, полемичность интонации. (Попробуем понять Коралли // Рабочий и театр. 1930. № 41; Выдуманные и действительные люди на эстраде // Там же. 1933. № 34; Небесные ласточки // Там же. 1934. № 3; Мастера с транзитным паспортом // Там же. 1934. № 15; Академическая эстрада // Там же. 1934. № 27; О таланте и убежденности // Там же. 1935. № 10; Рыцари рутины // Искусство и жизнь. 1939. № 9; Ремесло и артистизм // Там же. 1939. № 9, и др.). В 1949 был незаконно репрессирован, реабилитирован в 1954.
С конца 50-х гг. в Москве, активно занимался научно-исследовательской и публикаторской деятельностью. Составлял, редактировал, сопровождал вступительными статьями и комментариями сборники: Н. Смирнов-Сокольский. 45лет на эстраде. М., 1976; А. Луначарский о массовых празднествах, эстраде и цирке. М., 1981; А. Закушняк. Вечера рассказа. М., 1984. Книга  Д. «В зрительном зале Владимир Ильич» в 2-х т. (3 изд. — 1970; 1980; 1986) содержит большой материал об отечественных и зарубежных спектаклях, концертах, эстрадных номерах 10-20-х гг. Темперамент критика дополняется азартом исследователя, научная добросовестность, точность в сочетании с талантом литератора делает работы Д. крупным вкладом в эстрадоведение. В 70-80-х гг. публикует ряд новых материалов по истории революционной песни, музыкально-общественной жизни 1905-1907 и первых лет советской власти. В последние годы жизни подготовил для издания два сборника своих статей: «Фантасмагория эстрады» со вступительной статьей «Так начиналась новая эстрада»; «Каждый неповторим» — воспоминания о К. Чуковском, С. Образцове, Н. Черкасове и др. Составитель, редактор и автор вступительных статей сборника, посвященных литературному наследию Е. Корчагиной-Александровской (1955), А. Шварца (1960), Черкасова (1976), П. Гайдебурова (1977), И. Певцова (1978), Образцова (1979).
Соч.: Музыка- революции. М., 1966; 1970; 1981; Песни революции // Искры / Ред.-сост., авт. послесл. С. Дрейден. М., 1968; Спектакли. Роли. Судьбы. М., 1978; Песнь песней революции. М., 1988 и др.
Лит.: Козинцев  Г. Из писем С. Д. Дрейдену // Театр. 1984. № 12; Гиацинтова С. Об авторе этой книги // Дрейден  С. Д. Спектакли. Роли. Судьбы. М., 1978.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100