В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Дунаевский И. О.

Дунаевский Исаак Осипович (Иосифович) (18/30.01.1900, Лохвица, ныне Полтавская обл.- 25.07.1955, Москва)- композитор. Нар. арт. РСФСР (1950). Лауреат Гос. премий СССР (1941, 1951). Музыкальные способности выявились рано. В пять лет подбирал по слуху мелодии маршей, вальсов, импровизировал на домашних вечерах. 1908 — начал учиться игре на скрипке, 1910 — занятия в Харьковском музыкальном уч-ще, в 1919 окончил Харьковскую консерваторию по классу скрипки у И. Ахрона, по классу композиции у С. Богатырева. С 1919-1924 работал в Харьковском драм, театре. За короткий срок прошел путь от оркестранта до дирижера, зав. музыкальной частью театра (в этом качестве выступил и как театральный композитор- музыка к спектаклям «Женитьба Фигаро», «Тартюф», «Принцесса Турандот»). Одновременно в 1919-1924 — сотрудник газет, организатор музыкальных студий и кружков при воинских клубах, зав. музыкальным отделом губ. отдела народного образования. В 1924 по приглашению Вл. Хенкина- зав. музыкальной частью Моск. Вольного театра. Сразу же зарекомендовал себя композитором и дирижером «оригинальным, не имеющим в своем роде соперников» (Нов. зритель. 1924. № 33. С. 10).
Первый период творчества Д. (1924-1936) связан с эстрадными и драм, (преимущественно комедийными) театрами. Руководил музыкальной частью (он же дирижер) эстрадного театра «Эрмитаж» (для «комического хора»
Л. Утесова создал ряд остроумных музыкальных пародий на романсы); 1926-1929 — Моск. театра сатиры (музыка к обозрениям «Мечты… мечты…», «Конкурс на лучшую семью»; сатирическая комедия «Таракановщина», где зазвучали пародийная кантата, музыкальная пародия на «производственный» балет; музыкальная комедия «Ножи» по В. Катаеву и др.); сотрудничает с Театром оперетты (автор первой советской оперетты «Женихи», 1927); Моск. мюзик-холлом (музыкальное ревю «Туда, где льды», аттракционное обозрение «Букет моей бабушки»). Партитуры этих произведений не сохранились. По свидетельству очевидцев, веселая музыка Д. часто была гротескной, ироничной. Неприятие сатиры, равно как и «легкой» музыки, со стороны официальных кругов заставило Д. покинуть столицу. С 1929 по 1941 он в Ленинграде. До 1935 возглавляет музыкальную часть Ле-нингр. мюзик-холла (фактически художеств, рук.). Первый же спектакль с его музыкой — пародийное сатирическое обозрение «Одиссей» был запрещен после нескольких представлений. Сотрудничает с Л. Утесовым, увлекается джазом. В поисках стиля «советского джаза» ищет опору в народной музыке и пишет для теаджаза программу «Джаз на повороте», состоявшую из рапсодий-фантазий на темы народных песен «Русская», «Украинская», «Еврейская» (1931). Позднее в спорах о джазе будет отстаивать плодотворность использования народной музыки, призывать к расширению традиционного круга инструментов, к симфоджазу. В 1933 вместе с авторами В. Массом и Н. Эрдманом создает для Утесова веселое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий Д. Верди, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, пародиями на «производственные» песни и романсы рапмовцев. В новой оригинальной редакции Д. в Ленингр. мюзик-холле с успехом идет оперетта «Нитуш» Ф. Эрве под названием «Небесные ласточки» (1933). В музыке Д. по-прежнему много юмора, иронии, которые окрашивают даже «чистую» лирику.
С середины 30-х гг. начинается новый период творчества Д., связанный с созданием музыкальных кинокомедий, в которых прозвучали песни, ставшие массовыми. Началось с «Веселых ребят» (1934), идею создания фильма подсказал успех «Музыкального магазина». Музыка  Д. стала драматургической основой этого фильма, как и ряда последующих (реж. Г. Александров): «Цирк», 1936, «Волга-Волга», 1938, «Светлый путь», 1940, «Весна», 1947. Практика театральных работ, эстрадная и оперетточная
музыка, джазовые опыты сошлись в новом для Д. жанре. Как будто из ревю пришли в джаз-комедию «Веселые ребята» музыканты оркестра, пастух Костя, домработница Анюта. Они запели нежные лирические песни «Сердце, тебе не хочется покоя», под марш «Веселых ребят» (ст. В. Лебедева-Кумача) зашагали в идеальное, празднично-мажорное будущее. Почти все лучшие массовые и лирические песни Д., во многом определившие звуковой фон 30-х гг., прозвучали впервые в фильмах. Композитор использует формы марша: знаменитая «Песня о Родине» из «Цирка» (ст. Лебедева-Кумача), исполненная волевой устремленности и вместе с тем лиризма «Песня о веселом ветре» (ст. Лебедева-Кумача, к/ф «Дети капитана Гранта», 1936) и др.; формы частушки и куплета («Волга-Волга»); протяжной русской народной песни («Светлый путь»); вальса- «В ритме вальса…» («Цирк» и др.). Некоторые к/ф содержат развернутые симфонические эпизоды («Дети капитана Гранта»), танцевальные эпизоды, эстрадные миниатюры («Веселые звезды», 1954). Песни  Д. зазвучали с эстрады в исполнении многих, в том числе выдающихся оперных певцов (М. Рей-зен- «Широка страна…» и др.), драматических актеров (Н.Черкасов- песенка Паганеля), киноактеров (много выступала на эстраде Л. Орлова- «Лунный вальс» и др.). Музыка  Д. во многом определила развитие творчества Л. Утесова, его обращение к героической и гражданской лирике. Владея редким даром выражать общественное через личное, Д. помог ему одухотворить, романтизировать гражданскую песню. С голоса Утесова «Легко на сердце», «Как много девушек хороших» и другие запела вся страна; в разные годы исполнял также «Каховку» (ст. М. Светлова), «Краснофлотский марш» (ст. А. Чуркина), «Моя Москва» (ст. М. Лисян-ского), «Дорогие мои москвичи» (ст. Масса и М. Червинского), «Я песне отдал все сполна» (ст. Утесова) и др.; «Молчание», «Школьный вальс» (обе — ст. М. Матусовского) в 50-е гг. пела К. Шулъженко.
В 40-е гг. Д. возвращается к оперетте — «Вольный ветер» (1947), насыщена светлым романтическим колоритом, сочетанием юмора и патетики, яркими музыкальными характеристиками. Последняя оперетта «Белая акация» — прекрасный образец лирической оперетты — была посмертно завершена К. Молчановым (1955).
Темпераментный, увлекающийся, восприимчивый как к новациям моды, так и к традициям народного мелоса, словно «до краев души
наполненный мелодиями», Д. был азартным полемистом. Участвовал во многих дискуссиях, выступал в печати, последовательно отстаивал равноправие «легкой» музыки, в том числе танцевальной, хоровой, инструментальной. Один из основоположников советской массовой песни, советской оперетты, создатель советской музыкальной кинокомедии, Д. на протяжении всей жизни был тесно связан с эстрадой, не случайно он стал председателем жюри I Всес. конкурса артистов эстрады.
Творческое наследие Д. велико и разнообразно. Ему принадлежит 80 песен и романсов, музыка к 42 художественным и документальным к/ф, 14 оперетт (в том числе «Золотая долина», 1937), 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, музыка для эстрадных и джазовых оркестров, более 80 драматических спектаклей, симфонические и фортепианные произведения, мелодекламации и др.
Соч.: Выступления, статьи, письма. Воспоминания. М., 1961; Избр. письма. М., 1971.
Лит.: Данилевич  Л. И.О.Дунаевский. М.; Л., 1947; Нестьев  И. Путь И. Дунаевского // Сов. музыка. 1955. № 11; Янковский М. В полную меру сил // Там же. 1960. № 2; Утесов Л. С песней но жизни. М., 1976. С. 398-402; Шафер  Н. Дунаевский сегодня. М., 1988; Минченок  Д. Исаак Дунаевский. М; Смоленск, 1998.
Л. К. Бубенникова



ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100