В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Евреинов Н. Н.

Евреинов Николай Николаевич
(13.02.1879, Москва- 07.09.1953, Париж)- режиссер, драматург, музыкант, теоретик и историк театра. Увлекся театром еще в детстве, с пятилетнего возраста посещал спектакли и концерты вместе с матерью, обрусевшей француженкой. В гимназические годы, проходившие в Пскове, устраивал домашний театр «Петрушки», едва не сбежал с бродячим цирком (ходил по канату, был клоуном); учился играть на рояле, скрипке, виолончели, флейте-пикколо. Подобные широта и разнообразие интересов будут и в дальнейшем характерны для Е.
В Императорском уч-ще правоведения, куда был определен родителями, написал и осуществил постановку своей первой пьесы «Сила чар». В 1901, окончив уч-ще, поступает на службу в канцелярию министра путей сообщения и одновременно в С.-Петерб. консерваторию в класс композиции Н. Римского-Корсакова. Пишет пьесы, («Стёпик и Манюрочка» и др., ставятся театрами, в том числе Александрийским), они войдут в 1-й том его драматических сочинений (1908). Изучает философию, увлекается Ницше, штудирует историю искусства, посещает модные салоны, вернисажи (позирует художникам — Ю. Анненкову, С. Судейкину Н. Кульбину, и др.). В 1907 (затем снова в 1911) вместе с Н. Дризеном создает Старинный театр, где ставится задача реконструкции художественных миров прошлого.
Молодого режиссера приглашает в свой театр В. Комиссаржевская (спектакли «Франческа да Римини» Д’Аннун-цио, «Ванька Ключник и паж Жеан» Ф. Сологуба, «Саломея» О. Уайльда, 1908-1909). Интерес к малым формам, пародии, арлекинаде, фарсу реализуется в созданном совместно с Ф. Комис-саржевским «Веселом театре для пожилых детей» (1909), где Е. ставит произведения К. Пруткова и собственную арлекинаду «Веселая смерть» (впоследствии много ставилась театрами миниатюр). Е. позднее вспоминал: «Успех сделал меня самоуверенным, а реклама — известным». (В школе остроумия. С. 125). Получает приглашение на должность главного режиссера в театр «Кривое зеркало» (1910), с которым сотрудничает до 1917. За это время поставил около ста различных пьес (пародий, маленьких балетов, пародийных опер), четырнадцать принадлежали его перу («Школа Этуалей», «В кулисах души», «Кухня смеха», «Четвертая стена», режиссерская буффонада в «пяти построениях одного отрывка» — «Ревизор» и др.). В эти же годы участвует в создании артистического кабаре «Бродячая собака» и его преемника «Привал комедиантов», где выступает с импровизациями на фортепиано — «Музыкальные гримасы», поет куплеты, «интимные песенки», частушки собственного сочинения. Осенью 1917 Е. уезжает из Петрограда, работает в Киеве, на Кавказе (в Тбилиси организует артистическое кабаре «Химериони», 1919). С окончанием гражданской войны возвращается в Петроград, режиссирует массовое празднество «Взятие Зимнего дворца», работает в петроградском театре «Вольная комедия», созданном по типу Теревсатов, в московском театре миниатюр «Кривой Джимми», читает лекции по истории и теории театра. Поставленная в этих театрах пьеса Ё. «Самое главное» (1921) впоследствии переведена и поставлена во многих странах.
В предреволюционное десятилетие работает над статьями и книгами театрально-философского характера, разрабатывает важнейшее для него понятие «театральности», теорию «монодрамы», пишет статьи и книги: «Нагота на сцене» (1912, несколько раньше поставил любительский спектакль «Ночные пляски» Ф. Сологуба, где исполнители танцевали обнаженными), «Театр как таковой», 1913, «Театр для себя», 1915-1917 и многие другие.
В 1925 эмигрировал. После года работы над постановкой своих пьес в США вернулся в Европу. С 1927 постоянно проживал во Франции. Активно участвовал в культурной жизни русской эмиграции: режиссер театра миниатюр «Бродячие комедианты» (1934); сотрудничал с театром «Летучая мышь» (1929, 1937); в Русском театре поставил «Спектакль Козьмы Пруткова» (1938), «Ничего подобного» Тэффи (1939). Написал пародийные одноактные пьесы «Муж, жена, любовник», «Партбилет коммуниста», «Загорелся Кошкин дом», памфлет (хронику в шести картинах «из партийной жизни») «Я другой такой страны не знаю…». В годы войны сотрудничает с театром-кабаре «Без занавеса», где выступают русские артисты эмигранты, в том числе известный куплетист Павел Троицкий. Пишет «Историю русского театра», мемуары о «Кривом зеркале» — «В школе остроумия» (М., 1998). Один из выдающихся театр, деятелей XX столетия, Е. оставил заметный след и в истории театров малых форм — пародии, сатиры, гротеска.
Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа. Архив  Е., согласно его распоряжению, был отправлен в Москву и находится в РГАЛИ.
Соч.: Драматические сочинения. Т. 1-3. СПб. — Пг., 1908, 1914, 1923; Театральные новации. Пг., 1922; История русского театра с древнейших времен до 1917 года. Нью-Йорк, 1955; Демон театральности: Сб. статей. М.-СПб., 2002.
Лит.: Каменский  В. Книга о Евреинове. Пг., 1917; БеленсонА. Искусственная жизнь. Пг., 1921; Бруксон  Я. Проблема театральности. Пг., 1923; Бабенко  Б. Арлекин и Пьеро. Екатеринбург, 1992.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100