В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Жванецкий М. М.

Жванецкий Михаил Михайлович (род. 06.03.1934, Одесса) - писатель, автор-исполнитель. Нар. арт. Украины (1999), Засл. деят. искусств (2002). После десятилетки окончил Одесский ин-т инженеров морского флота, участвовал в работе студенческого театра. Вместе с В. Ильченко начал писать монологи, сценки, в основном из студенческой жизни. После ин-та работал в порту сменным мастером по портальным кранам (1956-1964), свободное время уделял любительскому театру "Парнас-2", куда поступил и Р, Карцев. Общим кумиром был А. Рай-кин. Знакомство с ним состоялось в 1962; Р. Карцев, а через год Ильченко стали актерами Ленингр. театра миниатюр (1963). Вслед за ними, оставив родной город, работу, семью, Ж. уехал в Ленинград, чтобы быть возле Райкина. Настойчиво продолжал писать, на закрытых вечерах его вещи с успехом исполняли Карцев и Ильченко. Отдельные монологи стали появляться и в репертуаре Райкина. В 1966 стал зав. литчастью Ленингр. театра миниатюр, в 1967 вышел спектакль "Светофор", почти полностью написанный Ж. Монологи в образе "Сила слова" ("Федя-пропагандист"), "Участковый врач", "Дефицит", "В век техники", "В греческом зале" и другие долго сохранялись Райки-ным. За эти годы Ж. многому научился, "высшей школой" назовет он время, проведенное с Райкиным. В свою очередь, "Светофор" стал одним из лучших спектаклей театра Райкина. Жизнь Ж., казалось, налаживалась: квартира в Ленинграде, зарубежные гастроли с коллективом театра. Он начинает выступать сам, сатирические монологи в авторском исполнении быстро приобретали известность, записывались на магнитофон. Рождался "Театр Жванец-кого", пути его расходились с Ленингр. театром миниатюр. В 1969 Ж. вынужден уйти из театра, некоторые его вещи вошли в новую программу Райкина "Плюс-минус" (1970). Для Ж. разрыв был неожиданным, он снова оказался на перепутье. Многое писалось "на Райкина", процесс возвращения к себе оказался непростым. Продолжал писать и выступать- полулегально, без афиш, в небольших клубах. Его "монологи в образе", диалоги, немногословные, афористичные, как бы заново открывали жизнь простых людей во всем ее комизме, абсурдности, драматизме. Магнитофонные записи быстро расходились по стране. Отдельные словосочетания, фразы, словечки становились частью городского фольклора. Не оставляя мысль о театре, вместе с друзьями Ильченко и Карцевым создает при Одесской филармонии Театр миниатюр (1970-1979). С программами "Как пройти на Дерибасовскую", "Встретились и разбежались" театр много гастролирует. Одновременно Ж. работает над спектаклем Моск. мюзик-холла
"Красная" стрела прибывает в Москву" (1973). Продолжал писать для Карцева и Ильченко и когда они перешли в Моск. театр миниатюр (ныне "Эрмитаж") - спектакли "Когда мы отдыхали", 1979, "Браво, сатира!", 1984. В 1988 спектаклями "Птичий полет" и "Политическое кабаре" открывается Театр миниатюр под рук. Ж.; в 1993 моноспектакль Карцева "Моя Одесса". Но это лишь одна сторона жизни писателя. Он по-прежнему выходит на эстраду (со временем все реже) со своим неизменным потертым портфельчиком и, вынимая из него помятые листы, читает... Не обладая актерскими данными, имеет свой "код" к слушателям. Выступает в разных аудиториях Москвы (с начала 80-х гг. живет в Москве), Ленинграда и других городов; среди творческой, научной и технической интеллигенции, где знают наизусть его "жанр мелкого брызга", на телеграфе, в красном уголке, заводском клубе, на стадионах, Моск. театре эстрады и др. Смех Ж. помогал выжить, позволял надеяться ("Мы смеялись вместе до слез и от слез"). Парадоксальность, абсурд становились не только содержанием, но и стилевым приемом. В совершенстве овладел искусством "ужать истину до размеров формулы, формулу- до размеров остроты". Так рождаются: "Страна вечнозеленых помидоров", "Давайте переживать неприятности по мере их поступления", "Непрерывное улучшение, приводящее к ухудшению" и др. Пользуется короткой фразой, почти без прилагательных. Вопросы. Ответы. Многоточия. Междометия. Образуется особый "разряженный" воздух- подобно прозе М. Зощенко. "Шлягерами" становятся "Собрание на ликеро-водочном заводе", 197-1, "Нормально, Григорий! Отлично, Константин!", 1972, "Как шутят в Одессе", 1973, "Их день" (министерство мясомолочной промышленности: "У них объем продукции возрастает, значит, возрастает и потребление ими же"), 1974, "Граждане! Поменьше юмору!", 1975, "Ая вам так скажу" ("Власть хорошая, народ плохой"), 1976, "Спасибо" ("За сто пять в месяц - спасибо, за сто десять - большое спасибо, за сто пятнадцать - за что балуете, за сто двадцать- объясните, за что"), 1977, "Тщательнее", 1979, "Если бы я был...", 1980, "Наши неудачи", 1982, "Броня моя" (Танк), 1983, "На складе", 1984, "Что такое юмор?" ("Это жизнь обычных людей"), 1985, и многие другие. Еще в "райкин-ский" период сквозь сатиру, гротеск, юмор у Ж. пробивалась лирическая тема. К 80-м гг. она обретает голос, монологи в образе уступают место лирическим монологам автора ("стал
слезлив и задумчив"). Все чаще Ж. оглядывается на прожитую жизнь в "этой проклятой и любимой стране", в своей парадоксальной манере размышляет о свободе, диктатуре, демократии ("при диктатуре все боятся вопроса, при демократии- ответа"). Многое на грани между прозой и стихом: "Я жду", "Одиночество", "Что делать?", пронзительное по трагизму "Отодвинули облако и спросили..." и др. Большие паузы между строками (запись лесенкой) проглатываются в импульсивном авторском чтении. Собранные в авторском сборнике "Год за два" (М., 1989) произведения Ж., созданные за 20 лет для исполнения с эстрады, - высокая литература, как бы слепок с нашей жизни; это язык, на котором мы разговаривали, мысли, которые боялись высказать. В отличие от Зощенко, жизнь Ж. развивалась от "полуподполья" - к высокому общественному признанию, мировой известности. К началу нового столетия Ж. все реже выходит на эстраду. В двойственности формулы "писатель - артист" стала преобладать первая составляющая, что позволило ему отстраниться от шоу-бизнеса. С 2002 Ж. - "Дежурный по стране" - так названа ежемесячная ночная передача ТВ, которая транслируется по каналу "Россия" с Красной площади. Лауреат премии "Триумф". Много гастролирует за рубежом (с конца 80-х), выступает на престижных площадках, в том числе в Карнеги-холл (1994), на ТВ. В 2001 вышло четырехтомное "Собрание произведений" Ж. (каждому десятилетию, начиная с 60-х, посвящена отдельная книга). Выпускал иронический журнал "Magazin" (ред. И. Иртеньев).
Соч.: Встреча на улицах. М., 1980; Жизнь моя, побудь со мною: Роман-фельетон // Аврора. 1988. № 9; Год за два. М., 1989; Новое старое: читать вслух. Красноярск, 1992; Сборник "Моя Одесса". 1993.
Лит.: Старт в микроспринте. (Беседа с Карцевым и Ильченко) // Театр. 1978. № 6; Соколянский С. За гранью // Театр, жизнь. 1987. № 24; Сборная звезд. (Беседа с М. Жванецким) // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988; Уварова Е. Аркадий Райкин. М., 1992. С. 199-209, 244-260; Райкин А. Воспоминания. СПб., 1993.
Е.д.г


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100