В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Жуков и Монахов

Жуков и Монахов - дуэт куплетистов.
Жуков Петр Федорович (1864, С.-Петербург -1929, Ленинград). Фабричный рабочий с окраины Петербурга, начал как любитель (80-е гг.), участник молодежных гуляний. На гармонике импровизировал попурри из русских народных песен, исполнял шуточные, порой сатирические песенки, аккомпанируя себе на балалайке (популярной стала песня о "голыше", который хочет жениться и перечисляет свое "приданое"). Ж. нарочито однообразно исполнял куплет за куплетом, подчеркивал комические моменты с помощью мимики. Приглашен ведущим солистом в известный коллектив гармонистов и балалаечников Г. Лебедева (1896).
МОНАХОВ Николай Федорович (18/31. 03.1875, С.-Петербург- 05.07.1936, Ленинград). Нар. арт. РСФСР (1932). Окончил два класса начального уч-ща, работал мелким канцеляристом. Мальчиком пел в хоре Смольного собора, самоучкой освоил балалайку и гармонь. В театре "Петерб. попечительства народной трезвости" сыграл (1895) Незнамова ("Без вины виноватые" А. Островского), но природная веселость, "удальство" М. не соответствовали драматизму роли. Обладая приятным баритоном, начал исполнять бытовые песенки, подыгрывая себе на балалайке. Познакомился с Ж. летом 1896, выступая на открытой сцене Петерб. зоосада, где в это же время работал хор Лебедева. Инициатором создания дуэта был Ж. Артисты пели народные песенки, сказывали комические куплеты, подыгрывая на гармонике или балалайке. Искали оригинальное сценическое решение своих номеров, костюм, грим. Популярным номером стал дуэт обедневшего банковского дельца и отставного интенданта "Прошли золотые денечки". Работали также в "босяцком" и "лапотном" жанрах. Осенью 1896 приглашены в Моск. театр Омона, участие в программах которого было своего рода "знаком качества". Последовали гастроли, выступления на садово-парковых сценах, в кафешантанах, на ярмарке в Нижнем Новгороде. По словам М., уже тогда он понял, что главным для него является слово. "Очаровательным сказителем" назвал его А. Кугель: "...слова вылетали из уст его кругло, до краев наполненные содержанием, как будто автономные, независимые от ритма и мелодического рисунка музыки и в то же время крепко... связанные с музыкой" (Театр, портреты. Л., 1967. С. 271). В 1904 дуэт распался. М. приглашен в киевский театр "Фарс", потом в "Буфф", приобрел известность в провинции. В 1907 дебютировал в СПб. "Буффе", стал премьером и режиссером опереточной сцены. Не оставлял юношеской мечты о драме, в 1914 пытался поступить в МХТ, 1913-1914 работал в Свободном театре К. Марджанова. В 20-30-е гг. ведущий артист БДТ в Ленинграде.
Ж., расставшись с М., с 1905 начал работать в дуэте с Д. Орловым, продолжал выступать на открытых сценах, народных гуляньях. В костюме празднично одетого мастерового Ж. исполнял фабричный фольклор, частушки, целые частушечные сатирические обозрения ("Городок"). В 1918-1920 участвовал в народных празднествах.
Дуэт Ж. и М. показал, что подмостки шантанов в ряде случаев становились хорошей школой и не препятствовали созданию веселых, музыкальных, подлинно художественных номеров.
Соч.: Монахов Н. Повесть о жизни. Л., 1961.
Лит.: Щеглов И. Народный театр. СПб., 1888. С. 21-24; Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 210-214; Кугель А. Монахов // Театральные портреты. Л., 1967.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100