В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Ильинский И. В.

Ильинский Игорь Владимирович (11/24.07.1901-13.01.1987, Москва)- артист театра и кино, мастер художественного слова. Нар. арт. СССР (1949). В 1917 поступил в Студию при Моск. театре им. В. Комиссаржевской. Через год стал играть на сцене этого театра, затем Нового театра и в ряде других моек, театров. С 1920 по 1935- артист Театра РСФСР I и Театра им. Вс. Мейерхольда. С 1938 работал в Малом театре. С 1924 снимался в кино. С 19 лет занимался художественным чтением. Начал выступать на эстраде с ранними стихами В. Маяковского, прозой А. Чехова. Х.-К. Андерсена, А. Доде, преимущественно в комедийно-сатирическом репертуаре. В Театре Мейерхольда в 1921 познакомился с Маяковским, оказавшим на него большое влияние. Поэт сам передал ему «Необычайное приключение» для чтения в концертах. С 1925 репертуар И. пополнился рассказами М. Зощенко, принесшими ему успех у зрителя. В 1930 начал исполнять «Историю Карла Ивановича» (фрагмент из повести Л. Толстого «Отрочество»). «Этой вещью я резко перевел себя с репертуара… комедийного рассказчика в категорию серьезного чтения»,- напишет он в книге «Сам о себе» (М., 1984. С. 329). С этого момента начинается новый и главный этап его работы на концертной эстраде, искусство художественного чтения обретает для артиста «громадное, почти первостепенное значение» (Там же. С. 331). Следующей вершиной стало исполнение «Старосветских помещиков» Н. Гоголя. Средствами художественного слова артист создавал образы трогательные, человечные, близкие сердцу зрителя. При полном внутреннем перевоплощении И.-рассказчик позволял себе жесты, движения, иногда элементы мизансцены (стул-телега в рассказе Чехова «Пересолил»), но отрицал включение музыки, света, бутафории, сочетание авторского текста с документами. В книге «Сам о себе» он четко формулирует принципы работы драматического актера на эстраде. «Я. актер театра и кино, занимаюсь художественным чтением и выхожу на концертную эстраду как представитель именно этого жанра». (Там же. С. 336). Отбор выразительных средств происходил постепенно, от щедрой театрализации к углублению внутренней техники. Репертуар  И. на эстраде и в радиозаписях огромен. Кроме названных произведений, он исполнял: А. Пушкина- «Домик в Коломне» и «Сказку о золотом петушке»; Гоголя — «Шинель». «Чичиков и Плюшкин» («Мертвые души»). «Коляску». «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иван Никифоровичем» (радиопостановка), басни И. Крылова и С. Михалкова; сатирическую поэму А. К. Толстого «Сон Попова», сатиру и детские стихи Н. Некрасова, сказки М. Салтыкова-Щедрина. Исполняя рассказы Чехова, артист раскрывал весь диапазон своих возможностей от сатиры («Унтер Пришибеев», «Хамелеон») до трагикомедии («Смерть чиновника», «Душечка»). И. смеялся над своими героями, сочувствовал им, передавал горечь автора за их нескладные судьбы («lope», «Произведение искусства», «Сапоги», «Пересолил», «Ночь перед Рождеством» и др.). Сыграв в театре во всех трех пьесах Маяковского. И. на эстраде создал целую галерею типов из его сатирических стихов: «Прозаседавшиеся», «Столп», «Трус», «Подлиза», «Общее руководство для начинающих подхалимов», «Стихи о Фоме», «Баллада о бюрократе и рабкоре» и др. Любил читать стихи А. Твардовского. Проникновенно исполнял «Я убит подо Ржевом», «Рассказ танкиста», «Про Данилу», «Ивушка». Виртуозным можно назвать исполнение им стихов и переводов С. Маршака с их особенным ритмическим рисунком. Несколько поколений слушателей с детства запомнили в исполнении И.: «Лодыри и кот», «Дом, который построил Джек», «Рассеянный», «Умный мышонок», рассказы о детях Зощенко, стихи К. Чуковского, А. Барто, Михалкова. Из зарубежной поэзии артист читал Р. Бернса и П. Беранже. В 60-е гг. в жизнь И. входит телевидение, где он создает телеспектакли по произведениям Маяковского и Чехова.
Театральный артист И. по праву стоит в ряду крупнейших мастеров художественного слова, создавших в этом жанре классические произведения.
Наиболее значительные из массы сыгранных им ролей в театре: Брюно («Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка), в пьесах Маяковского: Меньшевик («Мистерия Буфф»), Присыпкин («Клоп»), Победоносиков («Баня»- радиопостановка); Расплюев («Свадьба Кречинского»), Хлестаков и 1Ъродничий («Ревизор»), Загорецкий и Фамусов («Горе от ума»). В пьесах Островского: Счастливцев («Лес»), Мурзавецкий («Волки и овцы»), Крутицкий («На всякого мудреца…»), Юсов («Доходное место»), Аким («Власть тьмы» Л. Толстого), Лев Толстой («Возвращение на круги своя» И. Друцэ), Фирс («Вишневый сад» Чехова, реж. И.). С 1924 снимался в к/ф: «Аэлита», «Закройщик из Торжка», «Месс Менд», «Процесс о трех миллионах», «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Праздник св. Йоргена», «Волга-Волга», «Безумный день», «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада».
Соч.: К мастерству! М., 1960. С. 5-45; О моей работе // Искусство звучащего слова. Вып. 4. М., 1968. С. 5-27; Сам о себе. М., 1984. С. 327-360, 515-519.
Лит.: Верховский  Н. Ю. Книга о чтецах. М.; Л., 1950. С. 197-199; Хайченко  Г. А. Игорь Ильинский. М., 1962. С. 76-94; Саппак  В. Телевидение и мы. М., 1963. С. 169-171; Владимирова 3. Игорь Ильинский. М., 1967. С. 160-174; Дубнова  Е. Я. О литературной эстраде. М., 1979. С. 84-86; Об искусстве художественного слова. М., 1986. С. 76-79, 88-93/
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100