В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Ильченко и Карцев

Ильченко и Карцев- эстрадный дуэт, артисты Театра миниатюр.
Ильченко Виктор Леонидович (02.01.1937, Борисоглебск — 21.01.1992, Москва). Засл. арт. РСФСР (1990). В 1959 окончил Одесский ин-т инженеров Морского флота, до 1963 работал в пароходстве начальником отдела. В ин-те вместе с М. Жванецким создал и руководил студенческим театром «Парнас-2». В 1961 попробовал организовать свой любительский театр, в котором как режиссер поставил спектакль по К. Чапеку «Как это делается». В 1970 окончил (заочно) актерский фак-т ГИТИС.
Карцев (Кац) Роман Андреевич (Аншелевич) (род. 20.05.1939, Одесса). Нар. арт. РФ (1990). Участвовал в самодеятельности, начиная с детских лет. Как победитель Всеукр. конкурса художеств, самодеят. выступал в Москве в ЦДКЖ с сатирическими миниатюрами, подражая А. Райкину. В 1956, окончив десятилетку, работал на швейной фабрике. Дважды тщетно пытался поступить в Одесское театральное уч-ще; в 1961 — в ГУЦЭИ (в 1972, будучи уже профессиональным артистом, окончил актерский фак-т ГИТИС). С 1960 в театре «Парнас-2», к этому времени полупрофессиональном, где познакомился с Жванецким. Летом 1962, посмотрев спектакль «Я иду по улице», Райкин пригласил К. в Ленингр. театр миниатюр. В 1963 в театр поступил И., с тех пор в течение почти 30 лет работали вместе. И. и К. на закрытых вечерах стали понемногу исполнять вещи Жванецкого. Миниатюра «Авас», артисты ее «наимпровизировали» по наброску Жванецкого, имела такой успех, что ее взял в свой репертуар Райкин (играл В. Ляховицкий и др.). Через год у К. и И. уже была своя концертная программа. Участвуя в спектаклях Ленингр. театра миниатюр «Волшебники живут рядом», «Светофор», они учились у Райкина «профессионализму, колоссальной отдаче, культуре, чувству ритма, темпа, каждая секунда была именно секундой» (Карцев Р. Я лечу в самолете один // Магазин. 1993. Вып. 6). Вместе с театром выезжали на гастроли в Чехословакию, Польшу, исполняли миниатюры и монологи на чешском, словацком языках.
В 1969 ушли из театра и вместе с Жванецким создали свой Одесский театр миниатюр (при филармонии), открывшийся спектаклем «Как пройти на Дерибасовскую». Ставили сами. Много гастролировали, не раз показывали спектакль в Москве (в 1970 стали лауреатами Всес. конкурса артистов эстрады). В середине 70-х гг. Жванецкий, уже получивший широкую известность, уехал в Москву работать с мюзик-холлом. Одесский театр просуществовал до 1979, испытывая непрерывные трудности с прохождением репертуара. Спектакль «Встретились и разбежались» Жванецкого, поставленный молодым режиссером Е. Ланским (впоследствии эмигрировал в США), был запрещен (миниатюры из него играли как «Избранное»). Та же участь постигла моноспектакль К. «Искренне Ваш» (авторы А. Чехов, М. Зощенко, Шолом-Алейхем, Жванецкий, реж. Ланской). В 1979 К. и И. переехали в Москву. В Моск. театре миниатюр (рук. Р. Рудин) играли в спектаклях «Когда мы отдыхали» Жванецкого, реж. М. Левитин, в его же постановке «Чехонте в Эрмитаже», 1981. К. восстановил свою работу «Искренне ваш», участвовал в спектакле «Хармс-Чармс-Шармс, или Школа клоунов». Сохраняя верность жанру миниатюры и своему автору Жванецкому, оставили театр, когда тот стал переходить на «большую» драматургию (скоро поменял название на «Эрмитаж»). «Браво, сатира» в постановке Р. Виктюка была их последней премьерой (1984) в Моск. театре миниатюр (спектакль играли в Моск. театре эстрады). Там же в 1987 показали «Птичий полет» в постановке М. Розовского. В 1988 создали под рук. Жванецкого свой Моск. театр миниатюр, открывшийся «Политическим кабаре» (реж. Ланской, США, 1989). Готовились к показу лучших миниатюр на Бродвее (шоу — два русских комика и два американских, постановка Ланского). Ранняя смерть И. была тяжелой утратой. В течение двух лет К. играл «Избранное». В 1993 состоялась премьера моноспектакля «Моя Одесса» (реж. Розовский), в котором незримо присутствует И.; в 1999- «Престарелый сорванец».
Юмор, сатира, лирика, ирония, драматизм — к такому сплаву артисты шли постепенно, создавая свой театр, построенный на контрастных сочетаниях бытовых подробностей и гротескных деформаций, в которых легко узнавалась реальность. Их герои часто не только не понимали, но и не слышали друг друга. «Глухота» придавала новое качество дуэтным сценкам, усиливала впечатление абсурдности нашей действительности. Вначале в комическом дуэте виделись традиционные очертания Рыжего — К. (стремительный, хитроумный, взрывчатый) и Белого- И. (невозмутимый, благоразумный, туповатый). Лидировал обычно Рыжий. Постепенно маски теряли свою отчетливость. Актеры стали создавать сатирические характеры, приобретавшие обобщенность, фантасмагоричность. Избегали жизнеподобия, даже когда действие происходило в конкретных жизненных обстоятельствах («Обед», «На складе» и др.). С каждой новой работой полнее раскрывался талант И. Его «монументальность», спокойная, властная интонация как бы олицетворяли незыблемость существующего порядка, уверенность: «дайте мне народонаселение, а без личности протянем». К. являл собой это «народонаселение» во всем его многообразии. В «Политическом кабаре» лидерство оказалось у И. Годы застоя, когда сформировался театр И. и К., получили своеобразное художественное отображение в их сатирическом гротесковом искусстве, где смешное и трагикомическое находятся в неожиданном и нестабильном равновесии. При всей «эстрадности», вещи Жванецкого трудны для исполнения: «Какая нужна точность ритма, паузы, — говорит К., — как нельзя публике давать отсмеяться до конца, как нужно наступить на смех и реакцию, чтобы не потерять основного». Монологи, сценки Жванецкого с их особым воздухом, междометиями, непереводимым юмором стали для артистов «своими». Можно добавить еще и точность пластики, она щедро используется в спектаклях. Актеры много гастролировали за рубежом.
В 1993 К. вместе с Жванеиким и К. Новиковой выступали в Карнеги-холл. К. снялся в фильме Э. Рязанова «Небеса обетованные», т/ф «Собачье сердце» и др. Воспоминания об И. «Я лечу в самолете один» К. огпбликовал в журнале «Магазин» (1993. Вып. 6).
Соч.: Карцев  Р. Малой. Сухой и Писатель. Записки престарелого сорванца. М., 2001.
Лит.: Захаров  Е. Веселые одесситы // СЭЦ. 1973. № 9; Альбннин В. Соло для двоих // Там же. 1987. № 4; Тихомиров В. Политическое кабаре // Там же. 1990. № 2: Он был главный [беседа с Карцевым] // Театр, жизнь. 1993. № 1.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100