В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Иртлач С. Ш.

Иртлач Стронгилла Шаббетаевна (05.10/ 18.10.1902, Петербург- 01.01.1982, Ленинград) — актриса театра, эстрадная певица, педагог. По национальности турчанка, хотя ее родители давно осели в Петербурге. Семья была большой (две сестры и брат), дружной и певучей. В 1917-1920 И. училась в трудовой школе. Мечтала быть художником, посещала рисовальные классы Академии художеств. Начала петь и увлеклась театром. В 1925-1928 И. училась на драматическом отделении 1-го Ленинградского художественного техникума. В 1930, выдержав конкурс, была принята в Ленинградский ТЮЗ (худ. рук. А. Брянцев) и прослужила в нем до 1963 г. Еще в техникуме И., услышав выступление цыганского хора, навсегда увлеклась старинным цыганским романсом. Стала петь для себя. Однажды ее пение услышал П. Истомин, исследователь цыганского фольклора, дирижер, гитарист и композитор. Пораженный богатым звучанием голоса И., он привел ее в хор Н. Шишкина и В. Полякова, который еще выступал в ресторанах Новой Деревни. Цыгане признали И. за свою соплеменницу и оставили ее в хоре, где она пела несколько месяцев (в 1929 ушла из-за невозможности совмещать учебу с ежедневными выступлениями). Став актрисой Ленинградского ТЮЗа, И. познакомилась с известной цыганской таборной певицей Еленой Шишкиной, которая открыла ей многие секреты цыганского пения. Именно у Шишкиной И. и заимствовала полузабытый цыганский репертуар. В него входили такие цыганские «шлягеры», как «Рас-пошёл», «Акадяка», «Верная-манерная», «Ехали цыгане», «Ванёнок» и др. Исполняла и русские старинные романсы («Гори, гори, моя звезда», «Ах, да не вечерняя да зоря», «Не уезжай, ты мой голубчик», «Я ехала домой» и др.) и песни современных композиторов («Темная ночь» М. Блантера и др.). В начале 30-х гг. И. часто участвовала в сборных концертах, а затем выступала и с сольными программами. На профессиональной эстраде ее признали одной из лучших исполнительниц старинных русских и цыганских романсов. Начали приглашать на радио, записывать на грампластинки. Интерес к пению И. возрастал, стала, дипломантом I Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1939). Аккомпаниаторами ее были выдающиеся гитаристы М. Минин и Б. Кремотат. Певица исповедовала так называемую староцыганскую манеру исполнения, последними блистательными представительницами которой в России были настоящие цыганки — Варя Панина и Настя Полякова. Густота низких тембров, замедленное интонирование, характерная цыганская фразировка придавали каждом)’ слову, каждому музыкальному моменту особую значимость. Но блистательное искусство И., как и ее современниц, И. Юрьевой, Т. Церетели, К. Джапаридзе, подвергалось непрерывным нападкам, как не отвечающее требованиям современности. И. почти прекратила пение цыганских романсов и полностью посвятила себя театру. На сцене ТЮЗа создала множество образов классической и советской драматургии: Смеральдину («Слуга двух господ» К. Гольдони), Шарлотту («Вишневый сад» А. Чехова), графиню Хрюмину («Горе от ума» А. Грибоедова), Кабаниху («Гроза» А. Островского) и др. Изредка пела в спектаклях и капустниках театра, а летом во время отпуска, ездила с концертами по стране (аккомпанировала ей И. Хаунина). После смерти Брянцева (1964) покинула театр и полностью посвятила себя педагогической работе, хотя еще с 1927 преподавала технику сценической речи и стала довольно крупным специалистом в этой области (старший преподаватель на кафедре сценической речи ЛГИТМиК, автор нескольких учебников и статей по культуре речи на сцене). На профессиональной эстраде наряду с Юрьевой, Церетели, Джапаридзе стала одной из лучших исполнительниц старинных русских и цыганских романсов. В последние годы в ее репертуар вошли молдавские, болгарские, венгерские и румынские песни, которые она исполняла на языках оригинала. Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945).
Соч.: Опыт практической работы по сценической речи на курсах музыкальной комедии // Проблемы сценической речи. Л., 1973. С. 100-104; Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи. Учебное пособие. Л., 1978, 1979; Интонационно-мелодическая природа сценической речи. Л., 1990.
Лит.: Савченко  Б. Кумиры российской эстрады. М., 1998.
А. А. Лопатин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100