В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Клоун-дрессировщик

Еще скоморохи широко использовали в своих представлениях обученных медведей, коз, собак, петухов и гусей. ц Эту зрелищную форму можно считать прообразом клоунады, которая строится на участии в ней дрессированных животных. Клоун, по меткому определению А. В. Луначарского, "окруженный послушными животными, сыплющий остроумные шутки, - прекрасное эстетическое явление". В русском цирке клоунада с использованием дрессированных животных особенно ярко была представлена в творчестве знаменитых Анатолия Леонидовича и Владимира Леонидовича Дуровых. Они смело и дерзко, не боясь гонений и наказаний, несли с арены политически острое слово. В своих выступлениях Дуровы, обходя преграды полицейской цензуры, исполняли шутки, монологи, куплеты, бичующие царский строй и его чиновников. Братья Дуровы были новаторами в области клоунады с использованием дрессированных животных. Лучшие традиции знаменитых клоунов, сатирическая направленность их выступлений оказали большое влияние на развитие этой разновидности клоунады. Последователи славных дуровских традиций, известные клоуны-дрессировщики С. Шафрик, М. Золло, Г. Заставников, А. Цхомелидзе, создали развернутые сюжетные представления с участием костюмированных животных и соответствующими декорациями. У С. Шафрика, например, это была интермедия "Заговор императрицы", у М. Золло "Похороны Распутина", у Г. Заставникова пародия на Ансамбль цыганской песни и пляски, сделанная с хорошим вкусом и юмором. Пародии и интермедии, в которых все роли исполняют животные, возможны в тех номерах, где достигнут высокий класс дрессировки, а сам дрессировщик - хороший клоун. В современном цирке дрессированные животные используются и в маленьких трюковых шутках и в злободневных пантомимах. Петух и гуси, свиньи и собаки и в наши дни являются обычными партнерами клоуна-дрессировщика. Разыгрывая несложные сценки, клоун старается показать животное в забавных обстоятельствах, продемонстрировать его мнимую сообразительность. Вот клоун с шамбриером (1) в руках вывел па манеж группу собачек, искусно замаскированных под игрушечных лошадей. На них сбруя и султаны, как у настоящих цирковых коней. Пародия на конное табло всегда вызывает веселую реакцию зрительного зала. До сих пор в цирке очень популярна сценка, в которой собачка, "не подающая признаков жизни", моментально вскакивает, как только появляется фургончик с красным крестом-"скорая помощь", - и быстро прыгает в него. Клоунские выступления с дрессированными животными часто строятся на игровых репризах, на разговорах клоуна с его подопечными, причем животные якобы хорошо понимают артиста. Сам же клоун с детской наивностью "верит" в осмысленные поступки животных, в их сознательное поведение, в то, что они "догадываются", как его обмануть, как выйти из затруднения или поставить дрессировщика в комическое положение. Например, собачка посажена клоуном на привязь. Как только он уходит на некоторое время с манежа, собачка сама снимает с себя ошейник (он специально сделан свободным), подбегает к бочонку, переворачивает его, выпускает другую собачку, посаженную туда за провинность, и, возвратившись на свое место, снова надевает ошейник, просовывая в него голову. Вернувшийся на манеж клоун недоумевает: кто бы мог выпустить пленницу, если на манеже никого нет, а другая собачка па привязи? Так начинается популярная игровая сцепка, в которой клоун, в конце концов, уличает собачку в ее проделках. Клоуны-дрессировщики выступают не только с небольшими сценками, но и с сюжетными постановками. В качестве примера приведем комический номер "В классе". За партами, установленными на манеже, чинно восседают ученики - собачки. Одна из них в роли дежурной. Проверив, вытерта ли классная доска, не забыт ли глобус, она садится на место. Один нерадивый ученик - Бабай, - встрепанный, лохматый, смешной, опаздывает. Входит учитель (клоун Н. Ермаков), пишет на доске пример на вычитание. Отвечает ученик по кличке Мальчик. Он добросовестно пролаял результат арифметического действия и, получив одобрение учителя, сел на место. А Шарик, вызванный к доске, молчит. Он урока не знает. И лентяй Бабай тоже не готов к уроку: когда его вызывают к доске, он прячется под парту. Типичный двоечник! Дежурный после каждого выхода ученика к доске старательно вытирает ее лапами. Интересно сделана оценка такого же плана "На приеме у доктора Айболита". Клоун-дрессировщик в облике доктора (артист Александр Попов) лечит пациентов, прописывая им процедуры и лекарства. Выздоровевшие животные весело исполняют различные элементы дрессировки. Клоун-дрессировщик использует и сатирический репертуар. Вспомним нашумевшую в дни Великой Отечественной войны сценку "Речь Геббельса", исполненную собакой Карандаша. Многие комические сценки с животными давно уже перестали быть привилегией клоунов-дрессировщиков - они вошли в репертуар и тех исполнителей, которые не прибегают к клоунскому образу. В заключение следовало бы отметить, что этот богатый юмористическими и сатирическими возможностями традиционный вид клоунады последнее время мало прогрессирует. (1) Ш а м б р и е р (от франц. "chambriere" - манежный бич) - длинный хлыст, применяемый в номерах с дрессированными животными.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100