В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Каштелян Сергей Андреевич

"Заметить одаренного человека, заставить его поверить в свои силы, научить неустанному труду и всемерно помочь осуществиться - в этом главная задача режиссера".

С.Каштелян

Родился в Боровичах Петербургской губернии. Артист оригинального жанра, режиссер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Художественное образование началось в Московском музыкальном техникуме. Увлекшись цирком, перешел в техникум циркового искусства по специальности музыкальной эксцентрики (1930), где овладел многими жанрами. С 1933 работал в Московском мюзик-холле. Вместе с партнером Н.Павловским (Отто) самостоятельно подготовили номер для спектакля "Артисты варьете", построенный на эксцентрической пантомиме, акробатике и сложных каскадах. Каждому трюку было найдено психологическое оправдание, что делало номер эффектным и смешным. В 1933 снялся в фильме "Веселые ребята", исполняя сложные трюки в знаменитой сцене драки-репетиции.

После закрытия Московского мюзик-холла (1936) приглашен в труппу Театра сатиры, где прошел серьезную школу актерского мастерства и режиссуры, наблюдая выступления корифеев театра, работу режиссера Н.Горчакова, который поручал Каштеляну небольшие роли и постановки эксцентрических пантомим. В 1939 перешел на эстраду. В представлении "Теаджаза" Дома гражданского воздушного флота - "Веселый час" (реж. Ф.Каверин) исполнил роль некоего "Человека из Тамбова". Поначалу полный профан в искусстве, затем ошеломлял акробатической техникой и блистательной игрой на рояле. Творчество Каштеляна стало неотделимо от музыки и часто определялось ею. В начале войны возглавил джаз-оркестр Буковины. После взятия Киева (1943) предложил создать Украинский театр миниатюр (актер и режиссер программ "На шляху до Берлина" и "Ждем наших родных").

В 1946 году возглавил новый состав Львовского джаза. В 1948 вернулся в Москву, тяжелая болезнь оборвала артистическую карьеру. В 1955 обратился к преподавательской деятельности. Задался целью воспитать артистов, способных сделать номера оригинального жанра не набором трюков с подогнанной под них случайной музыкой, а говорящими, действенными, публицистичными, как песня или стихи.

Работая с учениками в ГУЦЭИ Каштелян, стал объединять пантомиму с эксцентрикой, акробатикой, игрой с предметами, пронизывая действие музыкой и шумовыми эффектами. Интуиция и талант не подвели Каштеляна - уже в первых номерах (50-60-е гг.), созданных для Б.Амарантова ("Ки-ля-ля", "Атомщик"), А.Черновой и Ю.Медведева ("Это не должно повториться"), А.Жеромского ("Бумажный солдатик") и многих других, отличающихся серьезностью содержания, метафоричностью, точным решением костюма и реквизита, соответствием замысла с индивидуальностью исполнителя.

Неожиданно сочетались разные технические приемы, рождалась неотделимость музыкального и зрительного образа, обобщенность достигала значения символа. Жанр обрел новое художественное качество, иной уровень режиссуры. Своеобразным итогом творчества Каштеляна этого периода явился спектакль Театра на Таганке - "Десять дней, которые потрясли мир" (реж. Ю.Любимов, 1964), в котором Каштелян поставил пантомимические интермедии и эпизоды.

Многие использованные Каштеляном приемы (огонь, решетки, кресты и пр.) пополнили лексику пантомимистов и дали начало новому, метафорическому направлению советской пантомимы. В 70-80 годы Каштелян обращается к самым различным темам: лирика в "Золушке" и "Мимолетность" у С.Власовой и О.Школьникова, "Как прекрасен этот мир" и "Лунной сонате" у С.Кабигужиной и С.Шукурова, "Бумерангах" Н. и В.Гречаненко, "Море" у И.Дагаевой и А.Карпенко. Юмором окрашен "Мульт" Жеромского, "Капризная гитара" В.Микитченко, "Теркин в бане" Б.Оплетаева, "Хоккей" А. и А.Грищенковых.

Во славу спорта поставлены номера для олимпийской чемпионки Л.Петрик - "Русская красавица"; для Н. и А.Бальмонтов "Тренер и олимпийская надежда". В жанре музыкальной эксцентрики Каштелян создал "Музыканта и гномика" Е. и В.Троян, "Этюд с балалайкой" Н.Старосельцев. Музыка определила режиссерское решение номеров "Вечное движение" А.Беренштейна, "Болеро" на музыку Равеля у В.Руденко и др. Каштелян лауреат многих всероссийских конкурсов артистов эстрады за режиссуру.

Еще в 1968 сделал попытку создания Театра оригинального жанра, объединив в нем своих учеников. Но театр просуществовал недолго, главным образом по причинам организационным. В 80-х годах состоялось несколько творческих вечеров Каштеляна, давших представление о масштабах его таланта, неожиданности и непохожести каждой новой работы. Программы этих вечеров свидетельствовали о возникновении такого понятия, как режиссерский метод Каштеляна. Его последователями стали: Чернова, Жеромский, Карпенко, режиссеры А.Бойко, В.Гнеушев.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100