В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Кабаре

Кабаре (cabaret- фр.) — артистический кабачок. Первоначально возникло во Франции как место встреч и творческих забав литераторов, музыкантов, художников, актеров. Появление  К. связано с общественной атмосферой, царившей во Франции после поражения в войне с Пруссией, крушением прежних политических, идейных и духовных ценностей. Колыбелью  К. был Монмартр, где богема стремилась укрыться от буржуазной публики и буржуазного искусства. В «Ша нуар», первом К., основанном Рудольфом Сали в 1881 г., собирался тесный кружок писателей, композиторов, живописцев — сюда приходили Ги де Мопассан, А. Тулуз-Лотрек, Сара Бернар и др. Для многих К. было единственным местом, где они находили единомышленников во взглядах на современное искусство. Стены  К. украшали картины непризнанных художников, со сцены читали свои произведения непризнанные литераторы, звучала музыка непризнанных композиторов. В непрерывных беседах, конферансах, сатирических песенках, пародиях, разыгрываемых театром теней, высмеивались официальное искусство, фигуры политических деятелей и, больше всего, буржуа, глухих к голосу настоящего искусства. Одновременно  К. — трибуна, где провозглашались идеи нового художественного течения — символизма.
Второе, ставшее знаменитым К. — «Мирлитон» основал бывший певец «Ша нуар» Аристид Брюан. Программа «Мирлитон» состояла в основном из песенок самого Брюана, в которых повествовалось о жизни и типах городского «дна» — ворах, проститутках, сутенерах. Костюм, манеры певца, хриплый грубый голос, персонажи его песен — все должно было эпатировать буржуазного зрителя, который хлынул в К., привлеченный непривычным и острым зрелищем. Из неприступной цитадели богемы, лишенной коммерческого духа,, К. превратились в маленькие театрики с оригинальной программой, развлекающие европейского буржуа. Художники-моменталисты набрасывали изящные эскизы под музыку, поэты читали свои стихи «в декадентском роде»; пикантные песенки, «танго смерти» щекотали нервы пресыщенных зрителей. Мотивы смерти, популярные в эпоху неоромантизма, в К. превращались в своего рода особый кабаретный стиль. Он обнаруживал себя в гриме актрис, обводящих глаза черными кругами, в содержании номеров («Танец скелетов»), в оформлении зрительных залов, росписи стен с непременной фигурой смерти. К концу XIX в. К, сформировались в новую зрелищную разновидность, сблизившись в одном случае — с ранее возникшим варьете, в другом — с «театром малых форм».
В качестве таких маленьких театриков К. возникло в Германии, куда на рубеже XIX-XX вв. переместился центр кабаретного движения. В 1899 Эрнст фон Вольцоген создал в Берлине «Пестрый театр» («Uberbrettl» — сверхподмостки) — театр без столиков, нечто среднее между К. и варьете. М. Рейнгард на подмостках К. «Дым коромыслом» ставил театральные пародии, высмеивающие обветшавший театральный язык, сатирические сценки, издевавшиеся над бредовыми имперскими претензиями, одновременно экспериментировал в сфере новой театральной лексики. В мюнхенском «Интимном театре» (1905) стены, сводчатые потолки зрительного зала и фойе были расписаны художниками новых направлений, на сцене поэты читали стихи собственного сочинения, игрались пародии, злободневные скетчи, солисты и дуэты исполняли лирические и юмористические песенки. Публике дозволялось во время представления закусывать и курить. В К. «Сим-плициссимус», «Голодный Пегас», «Одиннадцать палачей», которым руководил писатель Франк Ведекинд, проводили время в тесном кругу единомышленников литераторы, журналисты, художники, актеры, бросившие вызов добропорядочному бюргерству и официозному искусству.
К. в России возникло в 1908. В течение десяти лет в Москве и Петербурге один за другим появляются «Летучая мышь» (1908), «Лукоморье» (1908), «Кривое зеркало» (1908), «Дом интермедий» (1910), «Черный кот» (1910), «Бродячая собака» (1912). «Привал комедиантов» (1915) и многие другие. Завоевав две столицы, К. распространяются по России — Одесса, Харьков, Киев, Иркутск и др. К созданию русского К. была причастна почти вся художественная элита Москвы и Петербурга: литераторы, поэты, живописцы, режиссеры (К. Станиславский, Вл. Немирович-Данченко, Евг. Вахтангов, В. Мейерхольд, Н. Евреинов, Ф. Комиссаржевский, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Бенуа, М. Добужинский, Н. Сапунов, С. Судейкин, Т. Карсавина, М. Фокин и многие другие). Одни видели в К. новое место для веселого времяпрепровождения среди близких по духу людей; другие — новую эстетическую философию; третьи — особое художественное пространство; четвертые — лабораторию новейших форм и формул. Мейерхольд на сценах «Лукоморья» (в инсценированном рассказе Э. По «Последний из Уэшеров») и «Дома интермедий» (в пантомиме по А. Шниц-леру «Шарф Коломбины» и спектакле «Обращенный принц» по пьесе Е. Зноско-Боровского); Евреинов и Комиссаржевский в «Веселом театре для пожилых детей» (1909, «Черепос-лов, сиречь френолог» К. Пруткова, «Веселая смерть» Евреинова) осуществляли эксперименты в области условного театра. В «Бродячей собаке» устраивались веселые литературные игры и серьезные вечера поэзии, музыкальные импровизации и концерты классической музыки, пародийные чествования гостей и серьезные диспуты. Русские  К. возникли под прямым воздействием западноевропейских образцов. Однако новый жанр опирался и на собственную традицию: вечера в салонах и литературных кофейнях, закулисные шутки, пародии и, наконец, капустники, из которых родилась в МХТ «Летучая мышь».
Послереволюционные годы в России — точнее, эпоха нэпа — вызвали к жизни новую волну К.: «Балаганчик», «Нерыдай», «Стойло Пегаса», «Коробочка», «Кривой Джимми», «Пикадилли», «Павлиний хвост» и многие другие. В К. «Нерыдай» (1921-1924, рук. А. Кошевский) собиралась талантливая театральная молодежь — Р. Зеленая, М. Гаркави, М. Жаров, И. Ильинский. Завсегдатаями  К. были одаренные литераторы — В. Ардов, В. Масс, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и др. Художники левого толка соседствовали с «махровейшими цветами нэпа» (В. Инбер). В К. «Таверна заверни» (1921) и «Кривой Джимми» (1919- Киев, рук. К. Марджанов, 1922- Москва, реж. А. Алексеев) выступали актеры Л. Колумбова, А. Перегонец, Алексеев, С. Антимонов, Ф. Курихин, М. Яроцкая. С концом нэпа К. в России прекращают свое существование.
В европейском развлекательном искусстве термином К. стали обозначать жанр «варьете» с программой, состоящей из вокальных и танцевальных номеров лирического характера (сдобренных, как правило, эротикой), а также номеров оригинальных жанров {иллюзия, акробатика и др.) и специфического «ночного» жанра- стриптиза перед зрителями, сидящими за столиками. К. в США- обычно программа одного или нескольких вокалистов в кафе. В Германии 20-х- начала 30-х гг., помимо этих развлекательных К. на волне леворадикального общественного движения появляются политические К., с которыми связано раннее творчество Б. Брехта и Э. Пискатора. Брехт совместно с Максом Валентином открывает «Кабаре комиков». В 1922 Брехт прочитал на подмостках К. «Балладу о мертвом солдате», вызвавшую политический скандал. В К. «Катакомба» выступали Ганс Эйслер и Эрнст Буш.
В Советском Союзе после попытки создания политического К. на основе «Синей блузы» с конца 20-х гг. кабаретная традиция продолжала существовать лишь в виде капустников, пародийных театриков в домах творческой интеллигенции. В Ленингр. доме искусств начиная с 1929 ставили «веселые вечера» Д. Гутман, Н. Петров, Н. Сурин, тексты писал В. Поляков. В 1938-1941 подобные вечера регулярно устраивались в Доме работников искусств в Пименовском пер. в Москве, впоследствии- в ЦДРИ. В Ленинграде в эти годы существовал «Небольшой большой театр». После войны при Доме актера ВТО был создан ночной театр — позднее «Синяя птичка», руководитель В. Драгунский. С 60-х гг. в Ленингр. доме искусств регулярно устраивались капустники, режиссер А. Белинский. В 90-х гг. в Москве, Санкт-Петербурге, Воркуте, Иркутске и других небольшие группы актеров-энтузиастов пытаются реставрировать жанр. В Москве под руководством Г. Гурвича успешно работает «Летучая мышь», название которой (также само помещение в Б. Гнездниковском пер.) восходит к театру-кабаре Н. Балиева.
Лит.: Золотницкий  Д. Зори «театрального Октября». Л., 1976; Уварова  Е. Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983; Клитин  С. Эстрада.
Л.. 1987; Абрамов  А. Кабардиана // Эстрада без парада. М., 1991; Тихвинская  Л. И. Кабаре и театры миниатюр в России. М., 1995
Л. И. Тихвинская


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100