В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Куплеты эстрадные

Куплеты эстрадные — сатирические, юмористические или публицистические стихи, положенные на музыку, в которых каждая строфа имеет самостоятельный сюжет. Куплетами (франц. couplet) во французской поэзии назывались парные рифмованные стихи. Позже там же куплетами стали называться злободневные сатирические песенки с рефреном. В XVIII в. такие К. стали составной частью нового театрального жанра- водевиля.
В России К. известны с конца XVIII в. Приобрели популярность с утверждением в репертуаре театров (начало XIX в.) водевилей и дивертисментов, состоявших из вокальных, хореографических номеров и водевильных К. Поначалу К. были связаны с сюжетом того или иного водевиля. Но в 20-е гг. для дивертисментов стали сочиняться злободневные К. с самостоятельным сюжетом в каждой строфе. В таком виде эстрадные К. сохранились и по сей день. Первопроходцами нового жанра в России стали известные водевилисты Н. Хмельницкий и А. Писарев. Лучшие исполнители — театральные артисты Н. Дюр — в Петербурге и В. Жи-вокини — в Москве. Эстрадные  К. исполняются либо на известные мелодии, либо на музыку, написанную специально. Она должна быть простой, сложная, ритмическая структура мешает восприятию текста, который имеет гаа-венствующее значение. В К. на темы известных песен, романсов, арий рефреном служат поэтические строки оригинала. Именно удачное цитирование, когда знакомые строки на знакомую мелодию приобретают иной смысл, является «солью» К. Если музыка пишется специально, в качестве рефрена (если в нем есть необходимость) используются поговорки, пословицы или просто ходовые выражения.
Куплетная строфа имеет определенную структуру. Первые строчки — экспозиция, обозначение темы. Затем — развитие темы. И финал, пуант или, как часто говорят на эстраде, — «сброс», по своей неожиданности напоминающий фокус, трюк. В отличие от песни, для которой характерна поэтичность лексики, в куплетах преобладают разговорные интонации. Как любой литературный жанр, К. имеют все компоненты художественного произведения: композицию, образную систему, сюжетные линии (внутри каждой строфы), язык, стиль. Используются самые разнообразные литературные приемы, такие как контаминация, реминисценция, каламбур, аллюзия, гиперметрия и т. п. По своей природе К. афористичны и перекликаются с такими народными жанрами, как пословица, частушкаг лубок. Впрочем, частушка на эстраде составная часть куплетного жанра. Не случайно острые К., как и частушки под гармонь или балалайку, зазвучали в балаганах, на народных гуляньях, в садах и парках (П. Жуков и Н. Монахов, П. Невский и др.). Большое влияние на развитие эстрадного К. оказал в 60-70-е гг. прошлого столетия журнал «Искра», где собрались наиболее даровитые сатирики (братья В. и Н. Курочкины, Д. Минаев, Г. Жулев, П. Вейнберг, В. Стародубский, А. Иванов-Классик…). Со страниц «Искры» К. сразу шагнули на эстраду. Их исполняли и без музыки и под музыку (театральные артисты П. Никитин и Н. Музиль). Первым куплетистом-профессионалом стал в эти годы Ипполит Иванович Монахов (1842-1877), прославившийся исполнением песенок Беранже и «искровских» куплетов. Современники называли его «царем куплетистов». К концу века произошло разделение куплетистов на салонных (Г. Молдавцев, П. Троицкий, Г. Мармеладов) и «злобистов», работавших большей частью в так называемом «рваном жанре» (одним из первых исполнителей был В. Валентинов). Своеобразная эстрадная интерпретация босяка пришлась по вкусу публике и породила огромное число последователей, потеснивших «фрачников» (самые известные авторы своего репертуара С. Сарматов, Ю. Убейко, С. Сокольский). Некоторые «босяки» меняли маски в соответствии с репертуаром, выступали и во фраке с хризантемой в петлице (М. Савояров, А. Сурин-Арсиков и др.).
До Октябрьского переворота на русской эстраде К. оставался самым популярным жанром. Причем артисты старались найти свою индивидуальную маску («танц-куплетисты», «танц-коми-ки», «эксцентрики» и др.). В особой моде были «национальные образы». Известны «малороссийские» куплетисты, греческие, турецкие, кавказские, еврейские. Главной «фабрикой куплетистов» считалась Одесса (П. Бернардов, Л. Зин-герталь, Г. Красавин, Ц. Коррадо, А. Франк, начинавший в 10-е гг. Л. Утесов и др.).
В советское время К. постепенно утратили свое главенствующее положение. И если в 20-х гг. они еще звучали с эстрады (популярные авторы, умевшие мгновенно откликаться на злобу дня, Я. Ядов, М. Ямпольский) в исполнении П. Муравского, Утесова, В. Коралли и других артистов, то уже в 30-х гг. куплетистов почти не стало. Верность жанру сохранил И. Набатов, автор и исполнитель оригинальных куплетов и песенок, в которых обращался к международной злобе дня, политсатире. Оживление куплетного жанра произошло в 50-60-х гг. в период так называемой «оттепели», когда заблистали артисты А. Шуров и Н. Рыкунин, В. Нечаев и П. Рудаков, А. Белов, А. Блехман, Б. Бенцианов, М. Ножкин… Каждый из них нашел свою оригинальную манеру. Коньком Рудакова и Нечаева стала злободневная частушка. Найденная ими «бесстрастная» форма исполнения была проявлением тончайшего понимания жанра, применительно к их маскам. Шуров и Рыкунин выступали в игровой манере. Белов в 50-е гг. выходил на сцену с патефоном, и частушки звучали на два голоса (артист предварительно записывал второй голос на грампластинку).
Любопытными исполнителями в 60-е гг. стали пришедшие из художеств, самодеят. «Ярославские ребята» А. Вихрев, С. Верин, Л. Сучков — три парня в картузах с балалайками и баяном. Непосредственная, чисто народная манера исполнения, остроумные частушки, фирменная, легко запоминающаяся мелодия способствовали популярности этого трио, у которого к любым датам был специальный репертуар (авт. и реж. Вихрев). Ансамбль породил многочисленных подражателей, но с уходом Вихрева (конец 60-х гг.) стал заурядным коллективом. В 50-60-е успешно работали в куплетном жанре литераторы В. Дыховичный и М. Слободской, Б. Рацер и В. Константинов, Я. Грей, 3. Гердт, В. Бахнов и Я. Кос-тюковский, О. Левицкий, В. Зубин, А. Мерлин и многие другие. Период 1965-1985 К., лишенные возможности вторгаться в жизнь с присущей жанру сатирической остротой, звучали все реже (вошли в репертуар конферансье Б. Бруно-ва, О. Александрова). В 70-е гг. получил известность авторский дуэт литератора Б. Брайнина и пианиста В. Дабужского, исполняющего К., аккомпанируя себе на рояле. Дуэт распался, но Дабужский продолжает выступать как куплетист.
В последнее 10-летие сатирические К. вновь заняли свое место на эстраде. Кроме уже известных, маститых артистов впервые после долгого перерыва появились молодые исполнители, среди которых можно отметить учеников Рудакова, лауреатов II Всес. конкурса артистов разговорных жанров эстрады (1989) М. Вашуко-ва и Н. Бандурина, выступающих в сборных концертах и с сольными программами. Острые  К. зазвучали в КВН. К. и частушки в свои программы стали включать артисты, ранее их не исполнявшие, такие как Е. Петросян, К. Новикова, Л. Шимелов, В. Реутов… Появились и молодые авторы, осваивающие особенности куплетного жанра.
Лит.: Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 год (Изд. А. Писарев и А. Верстовский); Кузнецов  Е. Из прошлого русекой эстрады. М., 1958; Териков  Г. Куплет на эстраде. М., 1987.
К. Териков


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100