В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Курихин Ф. Н.

Курихин Федор Николаевич (27.12.1881/
08.01.1882, Петербург- 19.01,1951, Москва) -артист театров миниатюр, эстрады, драм, театра. Засл. арт. РСФСР (1934). Окончил в 1906 Имп. драматические курсы при Александрийском театре (класс В. Давыдова) и уже тогда обратил на себя внимание как лучший ученик, яркий комик. Играл в «Фарсе» (лето 1907), в Старинном театре (зима 1907-1908), спектакли которого шли в помещении театрального клуба на Литейном. Здесь же, в театральном клубе, ночью 6 дек. 1908 состоялся первый спектакль «Кривого зеркала» — на просцениум вышел конферансье К. на ватных от волнения ногах. Так сложилась сразу же принятая публикой маска конферансье — комичного в своей неумелости, стесняющегося простака, которую впоследствии будут по-своему использовать другие актеры. «Кривое зеркало» (1908-1910), «Веселый театр для пожилых детей», Литейный театр миниатюр, «Мозаика», сезон 1913-1914 — Малый театр в Одессе, затем снова Петроград. В янв. 1917 вместе с реж. К. Марджановым, поэтом Н. Агнивиевым, певицей Н. Тамарой создал кабаре «Би-ба-бо», где вел конферанс и исполнял каждый вечер по несколько ролей, 1918- «Кривой Джимми» в Киеве. В годы гражданской войны труппа распалась и вновь под художеств, рук. А. Алексеева объединилась в Москве в 1922. Вместе с С. Тимошенко конферировал в петрогр. «Балаганчике». Через два года, осенью 1924, основной состав «Кривого Джимми» вошел в труппу созданного Театра сатиры, где К. работал до конца дней (умер по дороге на очередной спектакль театра).
К. — одна из ярких актерских фигур начала века. Сформировавшийся на репертуаре «миниатюрного» жанра, он, в свою очередь, формировал этот репертуар. Дружил с А. Аверченко, играл в его маленьких пьесах и инсценированных рассказах, порой написанных в расчете на талант К. «К. — актер? Нет, не просто актер… Это национальный курьез: „Федя-джентльмен“, „Бедный Федя“…» (Джиммисты // Эрмитаж. 1922. № 4). В его репертуаре сотни ролей. Пьесы, написанные для К. малоизвестными авторами, становились «гвоздем» сезона. Замечательно играл в чеховской «Хирургии». Обладал счастливым даром нести людям улыбку — ее вызывало уже само появление на сцене актера, маленького роста, с хрипловатым, легко узнаваемым голосом, бесконечно обаятельного, неистощимо изобретательного на выдумки, постоянно готового к импровизации. Покоряли его обезоруживающее простодушие, порой скрывавшаяся за улыбкой «гримаса жизни». Любил выступать со своими эстрадными номерами, был непременным участником — одной из самых забавных фигур популярного пародийного хора братьев Зайцевых.
В Театре сатиры считался мастером эпизода, его стихией по-прежнему были юмор, ирония. Оставался в стороне от всякого рода игры интересов, не замечал закулисных интриг, не выступал с речами, но при этом всегда жил интересами театра. Снимался в к/ф («Веселые ребята» и др.).
Лит.: Краснянский  Э. Встречи в пути. М., 1967. С. 348-349; Уварова  Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983; Фамарин  К. (Веский). Кривой Джимми // Эстрада без парада. М., 1991; Петровская  И., Сомина  В. Театральный Петербург. СПб., 1994; Тихвинская  Л. Кабаре и театры миниатюр в России. М., 1995; Человек из хора Зайцевых // Муз. жизнь. 1988. № 10.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100