В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Кочарян С. А.

Кочарян Сурен Акимович (23.08/ 05.09.1904, Тифлис- 09.10.1979, Москва)- мастер художественного слова, драматический актер. Нар. арт. РСФСР (1967). Лауреат Гос. премии (1951). В 1925 окончил Моск. армянскую студию, сценическую деятельность начал в Тбилиси. В 1925-1931 актер Театра им. Сунду-кяна в Ереване, сыграл около 40 ролей. Одновременно выступал в концертах с чтением произведений классика армянской литературы Ованеса Туманяна (три программы, куда вошли поэзия, проза, сказки). С 1931 целиком посвятил себя художественному чтению, выступал как артист-сказитель с концертами по всей стране. С 1939 артист Моск. филармонии. В репертуаре К. свыше 200 произведений армянской литературы, а также русская классика — Ф. Достоевский, А. Пушкин. В 1937 появился моноспектакль, определивший дальнейшее творчество К. — «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели. Поэма содержит около семи тысяч строк, лишь одна десятая вошла в композицию. И тем не менее целостность эпопеи, динамика развития сюжета не нарушались. Артист пользовался пересказами, «интонационным двоеточием», менял ритмы, переходил от прозы к стиху и, наоборот, вводил пояснительные отступления. К этому времени уже выработалась форма выступлений К. Он выходил на эстраду, кланялся публике, садился в стоящее посередине кресло, подчеркнуто снимал очки… и начинал повествование. Статичность позы не мешала ему включаться в игру; с помощью жеста, мимики, интонации передавал переживания героев. Главным для него оставался образ самого автора, от лица которого велось повествование.
В гастрольных поездках по стране К. продолжал готовить новые программы, то есть заниматься литературной работой, создавать свою драматургию, репетировать, оставляя за собой функции режиссера. В 1939 появился моноспектакль «Давид Сасунский». Пользуясь правом сказителя, К. сочинил свой вариант безымянного творения народа. Более двух лет затратил он на подготовку моноспектакля «Шахразада» (1942). Изучил восемь томов «1001 ночи», отобрал самые характерные сцены, афоризмы, эпитеты, строил спектакль так, чтобы слушатели воспринимали действующих лиц как «своих», давно знакомых: оживали и рассказчица Шахразада, и глуповатый Шахрафа, и наивная Дуньязаду. К. играл, фантазировал, («взбирался» на дерево, сидя в кресле), шутил, смеялся, показывая толкователя Корана. В военные годы в репертуаре чтеца появился «Декамерон» Боккаччо (начинал читать еще в 1934, последний, 4-й вариант, в 1946). Озорной, пародийный моноспектакль восхвалял красоту земной человеческой жизни. В составе фронтовых бригад К. читал одночастную композицию «За Родину!» по произведениям У. Шекспира. В 1945 впервые выступил с «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого, принесшей чтецу большую популярность (исполнялась более 500 раз). В отличие от эпической повествовательное™ прежних работ в ней ярко раскрылся актерский талант К. Последней работой стала «Одиссея» Гомера (1955), результат кропотливого 13-летнего труда. Композиции  К. записаны на пластинки. Гастролировал в Сирии, Турции, Иране, Ливане.
Соч.: В поисках художественного слова. М., 1960; 1979.
Лит.: Литинский  Г. Больше чем театр // СЭЦ. 1970.
№ 10. С. 12-14; АлянскийЮ. СуреН Кочарян. М., 1983.
Ю. А. Дмитриев


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100