В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Каверин Ф. Н.

Каверин Федор Николаевич (01/13.02. 1897, Москва- 20.10.1957, Москва)- режиссер, педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1948). Окончил гимназию, поступил на филологический факт Моск. ун-та (1914). На третьем курсе мобилизован в армию, окончил военное уч-ще в чине прапорщика. Благодаря участию в самодеятельности стал начальником фронтового театра в Новогра-де-Волынском. С 1918 в Москве, учился в школе Малого театра (педагоги Н. Смирнова и В. Пашенная, был ассистентом у реж. А. Санина), по окончании (1922) зачислен режиссером. В первых самостоятельных постановках в Малом театре «Комик XVII столетия» А. Островского и «Бабьи сплетни» К. Гольдони (1923) проявил интерес к площадному театру, скоморошьим играм, комедии дель арте. В 1925 с группой молодежи создал Студию Малого театра, в 1932- переименована в Новый театр. В 1936-1943 Моск. драм, театр (оставался бессменным худ. рук.). Игровая стихия, пародийность, богатство фантазии отличали лучшие спектакли К., созданные в короткий период расцвета Студии (1926-1930 «Кинороман», «Женитьба Бальзаминова», «Вредный элемент», «Шулер», «Конец — делу венец»). Самобытный талант К. не укладывался в жесткие рамки соцреализма. Лирик и романтик, он открыто и бесстрашно продолжал отстаивать содержательность формы, боролся против общей нивелировки под МХАТ, за театр-игру, театр-праздник. Такой театр нашел в Моск. мюзик-холле, где в 1932 поставил «Как 14-я дивизия в рай шла» (автор Д. Бедный, муз. Л. Пульвера, худ. М. Сапегин) в формах народного балагана, лубка. С помощью системы тросов летали по воздуху архангелы-городовые, теаджаз Л. Утесова превращался в «адский оркестр» (органично вводились и другие эстрадные и цирковые номера), в финале дивизия походным строем двигалась по усыпанному звездами «небосводу». В 1934 совместно с Р. Корфом поставил в Моск., в 1935 в Ленингр. мюзик-холлах «Под куполом цирка» И. Ильфа, Е. Петрова и B. Катаева (муз. Пульвера, худ. Б. Эрдман). Режиссер сумел создать ансамбль из актеров, представлявших разные школы и направления: Пашенной, М. Климова, Ю. Глизер, Б. Тенина, М. Мироновой, C. Мартинсона, В. Лепко и др. Постановки К. стали лучшими спектаклями мюзик-холла, примером органичного синтеза театра — эстрады — цирка. В них сочетались «мысль и образ» — такое требование К. предъявляет к режиссерам эстрады, став художеств, рук. Мосэстрады (1946-1952). Ставил хореографические номера А. Редель и М. Хрусталеву, В. Друцкой, работал с ансамблем С. Каштеляна, с Н. Павловским, с Утесовым, и его оркестром («Два корабля», 1938, и др.), с А.Райкиным («Своими словами», 1945, совместно с В. Зускиным), с Л. Мировым и Е. Дарским и др. Сделал режиссерскую разработку пушкинской «Гавриилиады», подготовил проект создания «Концертного (эстрадного) театра», работал над книгой: «Режиссура на эстраде» (рукопись в ГЦТМ им. Ю. Бахрушина, 1950).
В ней впервые рассматривалась специфика эстрадной режиссуры: требования лаконизма, отчетливости, подчеркнутой выразительности, неожиданности и, главное, — исключительного внимания к актерской индивидуальности. «Придет такое время, когда можно будет говорить о влиянии эстрады на театр…» — утверждал К. (в сб.: Эстрада: что? где? зачем? М., 1988. С. 345). Театральная практика 70-90-х гг. подтвердила его прогноз. Дружил с С. Михоэлсом, поставил ряд спектаклей в Гoc. еврейском театре; в 1945 «Обыкновенный человек» Л. Леонова в Моск. театре драмы (ныне им. В. Маяковского).’С 1925 до конца дней занимался педагогической работой: в Студии Малого театра, ГИТИС, в Театральном уч-ще Гос. еврейского театра, в Оперной студии при Моск. консерватории. Профессор (1949). Написал несколько книг, оставил незаконченные «Воспоминания».
Соч.: Работа над спектаклем. М.; Л., 1938; Оформление спектакля на малой сцене. М., 1951; Воспоминания и театр. Рассказы. М., -1964; Режиссура на эстраде // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988.
Лит.: СмирноваН. А. Воспоминания. М., 1947; Волков  Н. Театральные встречи. М., 1966. С. 277-279; Голубовский  Б. Федор Каверин // Театр. 1966. № 7; Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100