В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Канделаки В.А.

Канделаки Владимир Аркадьевич
(30.03.1908, Одесса- 11.03.1994, Москва)- артист музыкального театра, эстрады, режиссер. Бас-баритон. Нар. арт. СССР (1970). Лауреат Гоc. премии (1951). Окончив вокальный фак-т Тбилисской консерватории (1925-1928), едет в Москву, поступает в ЦЕТЕТИС (Центральный техникум театрального искусства) с целью научиться актерскому мастерству. Уже на втором курсе (1929) получает приглашение в Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко (ныне Муз. театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко), где будет работать до конца своих дней. В 1954-1964 также главный режиссер и артист Моск. театра оперетты. За долгую жизнь исполнил множество ролей различного плана (одна из первых — Калхас в «Прекрасной Елене). Как режиссер К. осуществлял постановки не только в своем театре, но и во многих других (»Кето и Котэ«в Театре «Эстония», «Проделки Майсары» в Большом театре Узбекистана, «Перикола» в Тбилиси, «Москва, Черемушки» в Праге и др.)
С начала профессиональной деятельности, несмотря на занятость в театре, постоянное внимание уделял эстраде. Подружившись с Л. Орловой, работавшей тогда в Музыкальном театре, подготовил для концертов танцевальный номер. Из шикарного лимузина, который выкатывался на сцену, выходил кавалер (К.) в строгом черном фраке и открывал дверцу очаровательной юной даме в бальном платье. Звучало томное танго и молодые люди танцевали абсолютно синхронно, напоминая заводных кукол, сохраняя каменные лица. Чем непроницаемее были их лица, тем заразительнее смеялись в зале. (Номер, вполне в духе времени, должен был высмеивать мещанскую культуру.) Веселый, «заводной», устроитель всевозможных развлечений К., готовясь к очередному капустнику (1933), решил создать вокальный джазовый ансамбль по типу недавно гастролировавшего польского хора Дана (В.Данилевского). Стал организатором, художественным руководителем, одним из солистов и администратором «голосового джаза» («Джаз-гол»), состоявшего из восьми певцов (Д. Камерницкий, И. Добролюбов, 3. Эфрос, В. Бунчиков, С. Ценин, А. Художников, Д. Дойников). Единственным инструментом был рояль с бессменным концертмейстером Евгенией Гуральник. Но все участники «Джаз-гола» отлично имитировали звучание джазовых инструментов — саксофона, трубы, гавайской гитары, флейты, контрабаса, тубы, ударных и др. (Сам К. специализировался на имитации удара медных тарелок.) Репертуар состоял из популярных песен советских композиторов — И. Дунаевского, А. Цфасмана, М. Блан-тера… исполнялись даже куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» в забавном сочетании с солдатской песней «Соловей, соловей, пташечка». Певцы успешно овладевали джазовой манерой: благодаря мастерству вокальной импровизации одна и та же песня в каждом случае исполнялась по-разному. В качестве режиссера К. инсценировал песни, находил неожиданные звучания, не сковывая при этом инициативы участников. Уже в 1934 появились первые записи на грампластинки. «Джаз-гол» приобрел необыкновенную популярность, выступал даже на сцене Большого театра на торжественных юбилеях А. Неждановой и Л. Собинова.
Благодаря «Джаз-голу» К. познакомился с широким кругом артистов эстрады, познал особенности природы этого «концентрированного искусства». Называл эстраду «искусством высокого напряжения».
Джаз-гол успешно существовал почти десять лет. В годы войны К. участвовал во фронтовых бригадах, дал тысячи шефских концертов. В 1942 в его эстрадном репертуаре появился новый номер — песни от лица гостеприимного, открытого душой грузина («Приезжайте, генацвали» М. Табачникова и другие). Как эстрадный режиссер создал первую программу грузинского джаз-оркестра с дирижером — композитором Д. Торадзе, с солистами, среди которых был танцевальный дуэт Н. Рамишвили и И. Сухишвили. Не оставлял эстраду и в послевоенные годы, впечатляющими миниатюрами становились в его исполнении шуточные песни «Старый холостяк», «Близнецы» и др. Был членом жюри IV Всес. конкурса артистов эстрады.
Снимался в кинофильмах, выступал на ТВ с эстрадным репертуаром, участвовал в «Театральных встречах»; в 1985 состоялась премьера телефильма «Вас приглашает Владимир  К.»
Лит.: Казенин  И. Владимир Канделаки. М., 1987; За- ’ вадская Н. Незабываемое //Муз. жизнь. 1975. № 9. С. 2-5; Михайлов  Л. Канделаки // Театр. 1978. № 5. С. 88-89.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100