В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Катин-Ярцев

Катин-Ярцев Юрий Васильевич (23.07. 1921, Москва- 18.03.1994, Москва) — режиссер, драматический артист. Нар. артист РСФСР (1889), профессор Театрального училища им. Б. Щукина, лауреат многих чтецких конкурсов за режиссуру. С 1950 артист Театра на Малой Бронной. Одновременно преподавал в училище им. Б. Щукина и занимался режиссурой литературных и музыкальных программ на эстраде. В 1964 был режиссером своеобразной музыкально-литературной композиции «Пушкиниана». Стихи Пушкина исполнялись на музыку М. Коваля певцом С. Яковенко. К созданию оперы на концертной эстраде К.-Я. возвращался неоднократно. Искусству художественного чтения К.-Я. посвятил большую часть своей жизни. Человек высокой культуры, эрудит, он формировал личность чтеца, расширял его кругозор, создавал на эстраде новые формы литературных композиций. Ему обязаны такие мастера, как Ю. Мышкин, Я. Смоленский, В. Маратов, М. Сарычева, Г. Шмелев и многие другие. Со Смоленским была сделана одна из лучших композиций этого мастера — «Золотая роза» (по Паустовскому). С Мышкиным- одно из самых значительных его произведений «Пушкин и Петр I» (1974). Режиссер и исполнитель (он же автор композиции) поставили перед собой труднейшую задачу: прочитать с эстрады незавершенное, при жизни Пушкина неопубликованное произведение, так называемые «подготовительные тексты» к «Истории Петра», включив в него фрагменты «Полтавы», «Медного всадника», документы, фрагменты из дневников, автобиографических заметок и переписку. В результате зритель был введен в творческую мастерскую поэта, было показано, на фоне каких исторических явлений и событий личной жизни Пушкина возник и развивался его замысел. Иная цель была поставлена в композиции Маратова «Последние годы», тоже о Пушкине. Здесь поражали неожиданные, но внутренне оправданные монтажные узлы. После стих. Лермонтова «Смерть поэта» звучали пушкинские строки: «Но не хочу, о други, умирать». Постепенно в круг зрительского восприятия входили все новые герои, друзья и враги поэта, а за ними вставала эпоха, судьба, личность. Документы в неожиданном сочетании со стихами, ритмические и эмоциональные контрасты стиха и прозы, фактов и поэтических образов — все это требовало виртуозного мастерства, которого и добивался К.-Я. Он умел придать живую образность и теплоту даже так называемым «обязательным» программам, приуроченным к юбилейным датам. Так, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1970) режиссер поставил Сарычевой интереснейшую композицию «Рояль в доме Ульяновых». На следующий год эта же актриса читала в режиссуре К.-Я. «Карманные трагедии» по рассказам Ст. Гродзеньской. Диапазон интересов К.-Я.
был неохватен. Он ставил композиции по произведениям Пушкина, Блока, Есенина, Бунина, Сент-Экзюпери, Платонова, находя особый стиль для каждого автора и исполнителя. Он чутко воспринимал и умел передать через творчество того или иного мастера жанровые и стилевые особенности чтения от юмористических программ до трагедийных. В 1982 К.-Я. поставил литературную композицию по повести Горького «Фома Гордеев» (исполнитель В. Короп). Одной из последних в его жизни была программа «Живой костер» о жизни и творчестве Блока (исполн. Шмелев). Все знавшие К.-Я., ученики и коллеги, вспоминают о нем как о замечательном человеке. «Редко встретишь в театре человека, которого бы любили все. Вот таким редким исключением и был Ю. В.» (В.Лановой).
Основные роли в театре, кино и на ТВ: Калеб («Сверчок на печи»), Дедушка («Свадьба как свадьба»), Мишель («Счастливые дни несчастливого человека»), Акимыч («Это непонятное чувство»), Командор («Дон Жуан»), Генерал Кузьмич («Солдатами не рождаются»); Джузеппе («Приключения Буратино»), Тесть («Картина»), слуга («Тот самый Мюнхгаузен») и многие др.
Соч.: Разговоры про себя (Из записных книжек) // Рос. провинция. 1994. № 2.
Лит.: С. Яковенко «Пушкиниана» М. Коваля // Муз. жизнь. М. 1964. № 16. С.2; Художник и документ // СЭЦ. М., 1970. № 7. С. 45; Косачева Р. Опера на концертной эстраде// Сов. музыка. М., 1971. № 64-65; Левитина  В. Таинство композиции //СЭЦ, М., 1971. № 12. С. 13; Лановой В. С. Счастливые встречи. М., 1986. С. 97; Ульянов М. Арбатский дворянин // Московский наблюдатель. М., 1992. № 2. С. 36-37; Катин-Ярцев // Театр, жизнь. 1995. № 4. С. 8-11.
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100