В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Качалов В. И.

Качалов (Шверубович) Василий Иванович (11.02.1875, Вильна-30.09.1948, Москва) -артист драм, театра, мастер художественного слова. Нар. арт. СССР (1936). Лауреат Гос. премии (1943). Младший сын виленского священника о. Иоанна Шверубовича, закончив гимназию, поступил на юридический фак-т Петерб. ун-та. Еще в гимназии выступал на любительской сцене, сыграл ряд больших ролей, начиная с гоголевского Хлестакова. В Петербурге стал постоянным посетителем Александрийского театра, впитывал впечатления от игры знаменитых артистов, несколько занятий-репетиций с ним провел В. Давыдов. В 1895 выступил в своей любимой роли Несчастливцева в «Лесе» А. Островского в Зале Благородного собрания. На четвертом курсе расстался с ун-том и после летнего сезона в Стрельне поступил в труппу петерб. Театра  А. Суворина. В 1898-1900 работал в Казани и Саратове в Товариществе актеров под управлением М. Бородая, где премьеры следовали каждую неделю, переиграл множество ролей. Решительно пренебрег карьерой провинциального премьера и осенью 1900 поступил в МХТ, где скоро занял ведущее положение (первая роль — Берендей в «Снегурочке» Островского). Сыграл главные роли во многих постановках МХТ: Барон в «На дне» (исполнял в течение 45 лет), Тузенбах и Петя Трофимов в пьесах А. Чехова, Юлий Цезарь и Гамлет Шекспира, Чацкий  А. Грибоедова, Иван Карамазов по Ф. Достоевскому, также в пьесах Островского, Л. Андреева, Г. Ибсена, К. Гамсуна и многих других. Новым сценическим жанром стало исполнение «от автора» в инсценировке «Воскресения» Л. Толстого (1930). Актер-чтец, он строил исполнение на контрастах четких и одновременно тонких переходов «внутренних голосов», передавал движение мысли, философию, заключенные в романе. Успех роли «от автора» был подготовлен всей предшествующей работой К. на концертной эстраде. Она была для артиста «…не только важной, но и совершенно равноценной театру частью его творческой жизни», — напишет исследователь (Виленкин В. Качалов. М., 1976. С. 125). Кумир демократически настроенной интеллигенции, К. с первых сезонов в МХТ выступал в 
различного рода благотворительных концертах, в студенческих аудиториях с чтением А. Пушкина, А. Мицкевича, А. Блока, «Буревестника» М. Горького.
Любитель шуток, веселых историй, он был членом-учредителем кабаре «Летучая мышь», постоянным посетителем ее собраний. В паре с А. Коонен исполнял польку-мазурку, победив в соревновании на лучшее исполнение танца. В воспоминаниях сына, В. Шверубовича, рассказано об особой, пронизанной веселым творчеством атмосфере качаловского дома в начале века: «Было в этой среде определение человеческих качеств, которые я никогда и нигде не слышал, — это было слово „номерной“, „номерная“. Это означало способность спеть, сыграть, рассказать, сымитировать кого-нибудь» (Шверубович В. О старом Художеств, театре. М., -1990. С. 30).
Присущая  К. жизнерадостность окрасила его лирико-романтический репертуар. «Вакхическая песня» Пушкина прошла через всю концертную жизнь К., записана на радио. Редкостная память, которой одарила его природа, еще развитая в процессе неустанного труда, позволила ему накопить огромный репертуар, в который входили и стихи, и проза, и драматургия. Артист свободно варьировал свои выступления, и их количество в послеоктябрьской России резко возросло, в иной вечер приходилось выступать дважды и трижды. Разительно изменилась и аудитория — рабочие, солдатские клубы требовали особого отбора репертуара; К. «…много искал и учил нового, и вспоминал, и переделывал старого» (Шверубович В. Указ. соч. С. 166). Неотразимость его природного обаяния, особый «качаловский» голос, внутренняя гармония, душевная ясность, мужественная красота покоряли зрителей, принадлежащих к разным социальным слоям. Участвует в больших филармонических концертах: в апреле 1919 в Колонном зале Дома союзов исполнялась композиция «Манфред» Байрона с музыкой Шумана (симфонический оркестр под упр. С. Кусевицкого, К. — Манфред); в 20-е гг. «Эгмонт» Гете с муз. Бетховена.
После заграничных гастролей 1922-1924 К. все меньше занят в новых спектаклях и все больше внимания уделяет эстраде, «…именно здесь были сосредоточены его интересы, поиски и мечты» (Виленкин В. Указ. соч. С. 125). В его репертуаре Пушкин — монологи Бориса Годунова, «Келья в Чудовом монастыре», сцены из «Каменного гостя», из «Скупого рыцаря» и др., свыше 20 лирических стихотворений,
фрагменты из «Руслана и Людмилы», «Полтавы». Особенно остро К. чувствовал и любил поэзию Блока, был знаком с ним лично, исполнял в разные годы более 40 его лирических стихотворений («Голос из хора», «Опять, как в годы молодые». «Коршун», «О весна, без конца и без краю…», «Гармоника», «Есть в напевах твоих сокровенных» и др.), поэмы «Скифы», «Двенадцать», монологи из пьесы «Роза и крест». Достигает простоты и особой музыкальности исполнения, избегает подчеркивания отдельных слов, пауз, разрывающих музыкальную кантилену. В 20-е гг. начал читать С. Есенина, в заграничных гастролях возил с собой томик стихов поэта, как «горсточку русской земли». Любил «Песнь о собаке», «Мы теперь уходим понемногу…». «Гой, ты, Русь моя родная!», «Клен». Много работал над поэзией В. Маяковского. «Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским на даче», звучавшее у него гимном солнцу, исполнял еще в заграничных гастролях, позднее появилась целая программа: «Во весь голос», «Юбилейное», отрывок из поэмы «Про это», лирические стихи. К концу жизни увлекся поэзией Б. Пастернака и А. Ахматовой. Мощность и гибкость голоса, свободное владение разными регистрами, красота тембра, богатство оттенков и красок позволяли артисту создавать так называемые «монтажи». Еще в 10-е гг., после участия в спектакле «Братья Карамазовы», К. стал исполнять на эстраде сцену «Кошмар Ивана Карамазова» как трагический спор с чертом, которого Иван чувствует в себе самом. Исполняет шекспировские монологи Брута и Антония из трагедии «Юлий Цезарь», сцену Гамлета с Полонием, Розенкранцем и Гильденстерном, сцену из «Ричарда III» — в 40-е гг. в дуэте с А. Тарасовой — леди Анной. В таких монтажах («На дне» — диалог Сатина и Барона, сцены из «Горя от ума», «Царя Федора» и «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого) К. был и актером, без помощи грима и костюма исполняющим несколько ролей, и режиссером, и автором композиции. «Вы на эстраде не меньше, чем Шаляпин поющий», — заметил Вл. Немирович-Данченко. В марте 1944, вскоре после прорыва блокады, выехал с группой артистов Художественного театра в Ленинград, выступал на боевых кораблях, в частях ленингр. гарнизона, в Малом Оперном театре. Осенью 1944 на большой сцене МХАТ состоялся посвященный Шекспиру вечер К. (в пользу осиротевших детей фронтовиков). Выступал в студенческих клубах- МГУ на Моховой и др., в ЦДРИ, Доме актера, в 1946 выезжал с чтецкими программами в Ленинград. В эти годы много записывался на радио: чеховские повесть «В овраге», рассказы «Студент», «На святках», «В ссылке», «Каштанка» и др., композиция «Дон Кихот» с муз. Д. Кабалевского. В кино сыграл роль Губернатора («Белый орел»), чтец в «Путевке в жизнь». Лауреат Олимпиады художественного чтения (1933).
Лит.: Эфрос  Н. В. И. Качалов. Пг., 1920; Марков  П. Театральные портреты. М., 1938; Артоболевский  Г. Мастер художественного слова // Искусство и жизнь. 1940. № 9; Качалов. Записки. Письма. М., 1954; Вилен-кин В. Качалов. М., 1976; Дурылин  С. Качалов. М.; Л. 1944; Шверубович  В. О старом Художественном театре. М., 1990.

Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100