В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Кноблок Б. Г.

Кноблок Борис Георгиевич (06/19.04. 1903-04.02.1984, Москва) — художник, сценограф. Засл. деят. искусств РСФСР (1955). Учился в студиях В. Яковлева и П. Шухмина. В начале 30-х гг. работал художником-графиком в военной газете «Красный воин», занимался оформлением демонстраций и уличных представлений.
В качестве театрального художника сформировался в сотрудничестве с реж. Н. Охлопковым. Первой театральной работой, принесшей успех, была постановка «Аристократов» (1935) в Реалистическом театре (совместно с В. Ко-рецким и В. Глицевич), в которой развивал принципы «внесценных» декораций «кругового театра». В 1941-1942- главный художник Малого театра. В 1948-1963 — главный художник Центр, детского театра. В течение всей жизни наряду с театром сохранял интерес к работе на эстраде, к созданию разного рода праздничных представлений, массовых действ как к своему «сокровенному» поприщу. Художник театра народного творчества (1936). К. оформил праздничное гуляние сельхозорганнзашш на Манежной площади и в Александровском саду (Москва). С 1946 К. постоянно участвовал в оформлении физкультурных парадов. Стал автором знаменитого «стадионного фона» (вначале с применением цветовых -книг«, затем флажков). Это изобретение впоследствии широко использовалось на спортивных праздниках всего мира. В 1957 главный художник VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Его известная динамическая картина»Перечеркнутая бомба-, созданная флажками десяти тысяч участников, вошла в историю массовых праздников. Оформлял крупнейшие театрализованные концерты конца 50-70-х гг.: концерт к пятидесятилетию Октябрьской революции (КДС, 1967); концерт к пятидесятилетию образования СССР (Дворец спорта, Париж, 1972); театрализованное представление «Песни и танцы русских революций» (Парижский павильон, 1977) и многие другие. Одна из последних работ К. — празднование двухсотлетия Днепропетровска (19761. Акватория Днепра превратилась в огромный эстрадный театр. На полуторакилометровом мосту был устроен раздвижной водяной занавес, из которого появлялись декорированные плавучие сцены — «реки» Дон, Нева. Волга и др. с эстрадными коллективами.
Активно участвовал в возрождении Моск. мюзик-холла. Его сценография спектаклей «Когда загораются звезды», 1960. «Москва- Венера, далее везде», 1961, и, особенно. «Тик-так, тик-так», 1963, приблизила советский эстрадный театр к современной эстетике, немало способствовала успеху спектаклей за рубежом (в том числе в парижской «Олимпии»). Основой сценического решения программы «Тик-так, тик-так», посвященной теме «Время», стал модный тогда прямоугольный циферблат с бегущей змейкой электросекунд и три маятника с танцовщицами. Танцующие девушки-«минутки» были в «циферблатных» (оргстекло) костюмах, золотых блестящих перчатках до локтей. Постановочной изобретательностью отличалась и танцевальная сценка «Когда танцует рояль» и др. К. всегда стремился к созданцю действующего динамического оформления, заложил теоретические основы сценографии эстрадного представления и массовых зрелищ. «…Подчинить своей воле средство оформления, вдохнуть в него жизнь и действие, заставить работать его на идею, служить своей мысли — вот принцип, который я развиваю и совершенствую. […]». Был одним из инициаторов создания секции художников при Совете ВТО по театрализованным представлениям и праздникам (1981). Художник к/ф «Заключенные» (1936), «Светлый путь» (1940) и др.; концертного оформления опер «Дон Жуан», 1938 и «Орфей и Эвридика», 1940 в Большом зале Консерватории для ансамбля И. Козловского; балета «Левша» в Свердловском театре оперы и балета (1954). Также ряда спектаклей в драм, театрах.
Соч.: Артист выходит на эстраду // Искусство эстрады. М., 1961. Вып 2; Эскизы декораций, костюмов, макеты, графика. М., 1963; Грани призвания. М., 1986; Выставка произведений. М., 1964; Заключить зрителя в объятия зрелища // СЭЦ. 1964. № 5. С. 4-6.
Лит.: Пожарская  М. Кноблок // Театр. 1964. № 3. С. 120-121; Михайлова  А. Пространство для игры // Там же. 1983. № 4. С. 94-100.
Ю. В.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100