В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Козаков М. М.

Козаков Михаил Михайлович (род.14.10. 1934, Ленинград) — артист и режиссер театра, эстрады, кино и ТВ, мастер художественного слова, литератор. Нар. арт. РСФСР (1980). Лауреат 1Ъспремии СССР (1966) и России.
В 1956 г. окончил актерский ф-т Школы-студии МХАТ им. Вл. Немировича-Данченко. Работал в моек, театрах: им. В. Маяковского, «Современник», МХАТ, Драм, театр на М. Бронной, Ленком. С конца 90-х сотрудничает с Театром им. Моссовета. Одновременно снимался в кино и ТВ-фильмах и выступал на концертной эстраде с программами стихов. «Поэзия в моем творчестве играет первостепеннейшую роль, — утверждает артист, — может быть, большую, чем работа в театре и кино. Это для меня своего рода „кислород“». К. начал свои выступления в 60-е г. со стихов А. Пушкина, М. Лермонтова, баллад С. Маршака. Постепенно репертуар обогащался произведениями Ф. Тютчева, Е. Баратынского, И. Крылова, поэтов XX в.: Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Из поэтов-современников К. наиболее близки Д. Самойлов, с которым его связывала многолетняя дружба, А. Тарковский, И. Бродский. Н. Заболоцкий, Ю. Левитанский. Стихи Бродского артист читал еще тогда, когда имя поэта было под запретом. С середины 80-х гг. выступает на концертах и по ТВ с программами поэзии Бродского, а в 1988 выпускает грамзапись «Иосиф Бродский. Остановка в пустыне». К. читает в сдержанно-иронической манере, прекрасно чувствует и передает юмор, тонко ощущает стиль произведения и аудиторию, с которой умеет найти контакт. На основе концертных программ создаются радио-, теле- и грамзаписи, которые варьируют и доводят до совершенства любимые артистом темы и образы. Однако более всего К. ценит непосредственное общение со зрителем: «Нигде не испытываешь такого огромного подъема, как в общении со зрительным залом. <...> это подлинная школа для артиста».
В 1977 К. создает на ТВ передачу «Памятник. Поэты — Пушкину», который предстает в восприятии русских поэтов XX в. и его предтечи — Г. Державина. Ода «На смерть князя Мещерского», уже прочитанная на концертах, впервые звучала на ТВ. В программу был включен и фрагмент прозы из романа Ю. Тынянова «Кюхля». Так, не отрывая Пушкина от его эпохи, К. представлял поэта в восприятии Блока, Маяковского, Есенина, Ахматовой, Пастернака, Цветаевой, Мандельштама, Багрицкого, Антокольского. Для каждого — своя интонация, ритмика, особый пластический рисунок. Многомиллионная аудитория ТВ не просто слушала стихи, но была вовлечена в процесс поэтического осмысления поэзии, судьбы и личности Пушкина.
В 70-80 гг. на эстраде К. обычно выступал без музыкального сопровождения, но в записях музыка играет все большую роль. Так, моноспектакль «Черные блюзы» на стихи америк. поэта Л. Хьюза, записанной в 1977, идет в сопровождении вариаций на темы блюзов Б. Фрумкина. В 1978 выходит пластинка «Поэты- Пушкину», в 1979- «Ф.Тютчев. О, время, погоди!». Этот концерт, в котором К. читает стихи в дуэте с Б. Ахмадулиной, явился предтечей поэтического телеспектакля «О ты, последняя любовь» (1980), где К. выступал с А. Каменковой. В основе сценария — драма поздней любви поэта к Е. Денисьевой. В дуэте гармонически сочетались театрализация и чтение. В 1983 в телеспектакле была представлена «Тамбовская казначейша» Лермонтова, которую артист многие годы читал на эстраде. С 1984 началась работа над телеспектаклем «Фауст» (по 1ете), которому предшествовали выступления на концертах, где К. один исполнял монологи Фауста и Мефистофеля, а также радиопостановка в дуэте с Г. Бортниковым (Фауст). Темы Гамлета и Фауста играют большую роль в творчестве К. В 1985 он выпускает альбом из двух грампластинок — «Гамлет. Тема и вариации, лит.-муз. композиция». Автор сценария, реж. и исполнитель — Мих. Козаков. Даны различные толкования образа Гамлета и высказывания классиков литературы. Звучит музыка Чайковского и Шостаковича. В 1985-1987 в грамзаписях выходят поэтические программы по стихам Пастернака, Мандельштама, Левитанского. В это же время К. активно концертирует, преимущественно в камерных аудиториях: Музее им. Пушкина, Доме ученых, ВТО, Доме художника и др. В программе: Пушкин, Д. Самойлов, поэты Серебряного века. На радио артист записывает прозу Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича», повести Пушкина и «Сказку о золотом петушке». На ТВ выходит программа по стихам Д. Самойлова «И мой возврат в иные времена», исполнявшаяся ранее на эстраде. В 1990 К. создает свой первый ТВ-спектакль-концерт по стихам И. Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку».
В 1991-1996 К. работает в Камерном т-ре в Тель-Авиве, где создает свою антрепризу и продолжает выступать в концертах. Вернувшись в Россию, ставит спектакли в Москве и С.-Пете бурге, выступает с концертными программами. Его концертные выступления по-прежнему отличаются чувством современности, высокой интеллектуальностью, точным отбором материала, свободой владения огромным количеством стихов. Вместе с тем исполнение приобретает новые качества. Оно становится масштабнее, углубляется трагизм мироощущения артиста, усиливается лирическая тема, темперамент становится открытым, юмор более ярким. В 1998 создает спектакль «Иосиф Бродский. Импровизации. Концерт для 1олоса и Саксофона» с участием музыканта И. Бутмана. В этом спектакле, исполнявшемся на сценах Театра им. А. С. Пушкина и Дома художника, К. напевает, движется в ритме танца, ведет диалог с саксофонистом. С особой силой прочитана ода «На смерть маршала Жукова» и «Осенний крик ястреба». Такого  К., с открытым широким жестом, взрывным темпераментом, зрители еще не видели. В 2000 спектакль был записан на ТВ, завершив без малого тридцатилетний труд артиста. В 1998 выходит еще и компакт-диск «Мой Бродский» с композицией, ни в чем не повторяющей спектакль. Здесь музыка А. Чайковского, А. Шевцова и вокальное сопровождение А. Модестовой. И в этом же году была сделана звукозапись моноспектакля «Пиковая дама» Пушкина в 2-х частях в сопровождении музыки А. Чайковского (фантазия на темы оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»). В 2003 вышли компакт-диски «М. Ю. Лермонтов. Стихи. „Тамбовская казначейша“», «М. А. Булгаков. Понтий Пилат». На ТВ появились повести Пушкина: «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама» в новом, чтецком варианте.
Основные роли в театре: Гамлет, Сирано де Бержерак, Адуев («Обыкновенная история»), Кочкарев («Женитьба»), Дон Жуан (Мольер), Шейлок и др. В кино и телефильмах: «Убийство на улице Данте», «Евгения Гранде», «Человек-амфибия», «Выстрел», «Вся королевская рать», «Маскарад», «Фауст», «Здравствуйте, я ваша тетя», «Соломенная шляпка» и др. Постановщик фильмов: «Покровские ворота», «Безымянная звезда», «Попечители», «И свет во тьме светит», «Визит дамы», «Случай в Виши», «Тень», «Возможная встреча», «Джокеръ» и др.
Соч.: Если тебе есть что сказать // Театр, жизнь. М., 1978. № 8. С. 18-19; Поэзия в эфире //ТВ и радиовещание. 1980. № 2. С. 18-20; Многим обязан музыке // Муз. жизнь. 1985. № 1. С. 7-8; Фрагменты. М., 1988. С. 319-350; Актерская книга. М., 1996. С. 277-335.
Лит.: Свободны  А. Стать самим собой! // Сов. экран. 1974. № 23. С. 9; Тадэ Э. Михаил Козаков. М., 1977. С. 5-8; Рассадин Ст. Испытание зрелищем. М., 1984. С. 71-78, 189-194; Поюровский  Б. Михаил Козаков // Мастера художественного слова М., Вып. 2. С. 77-90; Дубнова  Е. Поэзия и телевидение // Поэтика телевизионного театра. М., 1979. С. 90-92; Об искусстве художественного слова М. 1986. С. 107-110; Дубнова  Е. «…Лишь благодарность». (М. Козаков — И. Бродский // Современная драматургия. 2003. № 2.
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100