В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Козлов А.С.

Козлов Алексей Семенович (13.10.1935, Москва)- саксофонист (альт, сопрано), композитор, аранжировщик, руководитель ансамбля. Засл. арт. РСФСР (1988).
По образованию — архитектор (окончил Моск. архитектурный ин-т, 1962); еще в конце 50-х увлекся джазом, первоначально «прохладным», в духе Стена Гетца и Джерри Маллигена, потом би-бопом (Чарли Паркер, Кэннанболл Эддерли). В 1961-1965 руководил квинтетом моек, кафе «Молодежное» (В. Сакун — рояль, Н. Громин — гитара, А. Егоров — контрабас, В. Буланов — ударник). В 1962 выступил в составе секстета Сакуна в Польше, на фестивале «Джаз-джембори». В 1966-1967- саксофонист оркестра «ВИО-66» Ю. Саулъского, 1968-1969- квартет с тенористом А. Пищиковым, басистом Ю. Маркиным и ударником В. Васильковым (выступал в течение сезона в кафе «Ритм») и квинтет с тромбонистом К. Бахолдиным. Группы играли свободно-тональную музыку, близкую к «новоджазовым» опытам Колтрейна и Орнетта Колмана.
От ранней «разговорно»-мелодизированной манеры прохладного джаза он переходит к более жесткой, напряженной фразировке хард-бопа и фанка, затем к авангардистскому фри-джазу… Побывав в 1971 на междунар. фестивале в Секешфехерваре (Венгрия) и услышав там джаз-роковую группу «Бергенди», с которой ему удалось также и поиграть, решает организовать собственный джаз-роковый ансамбль. «Арсенал» был собран весной 1973 и по составу инструментов являлся прямой копией «Чикаго» или «Крови, пота и слез» (4-5 духовых + ритм-секция). Наряду с инструментальной группой в «Арсенале» были несколько вокалистов (М. Бади, О. Тверитинов и др.), а в концертной программе звучали фрагменты из популярной тогда рок-оперы Э. Ллойд-Уэббера и Т. Раиса «Иисус Христос — суперзвезда». В 80-х гг. К. отказался от вокала, равно как и от термина «джаз-рок-ансамбль» «Арсенал», заменив его на «камерный инструментальный ансамбль…».
В «Арсенале» впервые широко проявилось композиторское дарование К. Наиболее известные композиции тех лет; «Опасная игра», «Сюита ля-бемоль мажор», «Башня из слоновой кости», «Как при вечере-вечер» (на материале русской народной песни), «Танец шамана», «Рэгтайм», «Второе дыхание», «Ностальгия», «Посвящение Махавишну», «Чарльстон», «Танго», «Рондо». В разные годы в «Арсенале» играли такие известные музыканты, как гитаристы В. Зин-чук и В. Розенберг, басисты А. Бабий и В. Лезов, ударники А. Гагарин и С. Коростелев, клавишни-ки И. Саульский, В. Горский и М. Альперин, саксофонисты С. Ширман и С. Григорьев, тромбонист В. Ахмедгареев.
Просуществовав около пятнадцати лет, исполняя в последние годы музыку «новой волны», «нью-эйдж» и «техно», «Арсенал» завершил свой путь в конце 80-х. В 90-е К. возвращается «к истокам» — акустическом)’ джазу и стилю хард-боп, к эпохе кафе «Молодежное». В его группе- тенорист А. Закарян, барабанщик Васильков и молодые музыканты — пианист Е. Ревнюк и басист С. Слободин. По словам самого К., «…это было как бы путешествием в прошлое, в наш}’ молодость- с ее энергией, радостью жизни, духом коллективного творчества…». Другая инструментальная модель, все чаще культивируемая К. в 90-е гг., — исполнение классических тем (Прокофьев, Бородин, Рахманинов, Г. Форе), выступления с симфоническим оркестром Московской филармонии, струнным квартетом им. Шостаковича.
Среди других сочинений — музыка для театра и кино, в том числе к советско-венгерскому фильму «Отпуск за свой счет» (1982) и советско-индийскому «Неру» (1984). Весной 1998 к 25-летнему юбилею «Арсенала» К. провел трехдневный фестиваль в Моск. театре эстрады, собрав на его сцене несколько десятков бывших участников группы.
На рубеже нового тысячелетия очень активен как музыкант и журналист- ведущий на радио и ТВ. В этот период он возрождает старый «Арсенал», но уже в виде камерной группы из четырех музыкантов. Выступает в концертах со Струнным квартетом им. Д. Шостаковича. Работает на «перекрестке жанров»- К. (саксофон), клавишник Дм. Илугдин, электроскрипач Феликс Лахути и вокалист Хью Уинн (США) исполняют музыку джазовых авторов 20-х гг., классику (фри-джазовые композиции в духе Г. Малера или А. Шёнберга. Без ударных). К. именует этот состав «пост-модерн-бэндом». К. (саксофон) выступает также с хором Хасидская капелла под управлением Александра Цалюка (в программе Дебюсси, Рахманинов, Вагнер, Самюэл Барбер).
Выпустил на 32-х «CD.-роликах» историю джаза от блюза и диксиленда до авангарда. Был в течение ряда лет телеведущим (передачи «Весь этот джаз», «Импровизация на тему»). Опубликовал книгу «Рок — история и развитие». Ведет радиопрограмму «Джаз, рок и медные трубы» по «Арсенал-радио».
Соч.: Козел на саксе. М., 1998; Это так начиналось. М., 1999.
Лит.: Петров Арк. Формула мелодий // Кругозор. 1965. № 7; Балашев А. Трудный опыт «Арсенала» //
Клуб и художеств, самодеят. 1976. № 19; Петров Арк. «Арсенал» сегодня, или О пользе любви к путешествиям // Клуб и художеств, самодеят. 1979. № 24; Сауль-ский Ю. Метаморфозы «Арсенала» // Советский джаз. М., 1987. С. 24.
А. Е. Петров, В. Б. Фейертаг


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100