В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Колмановский Э. С.

Колмановский Эдуард Савельевич
(09.01.1923, Могилев- 28.07.1994, Москва) -композитор. Нар. арт. СССР (1991). Лауреат Ioc. премии СССР (1984). В 1936-1941- в’школе и Музыкальном уч-ще им. Гнесиных (по композиции класс Р. Витачека, класс рояля — О. Гнесиной и С. Дементьевой). В 1945 окончил Моск. консерваторию по классу композиции В. Шебалина, будучи студентом, написал несколько романсов на стихи А. Пушкина, Р. Бернса, которые исполнялись 3. Долухановой, А. Доливо. Затем последовали пять лет работы в музыкальной редакции Радиокомитета. Впервые громко заявил о себе музыкой к спектаклю «Двенадцатая ночь» (МХАТ, 1955). Жизнь песен К. в шекспировской постановке вышла за пределы театральной рампы. Песня Шута (ст. П. Антокольского), ставшая лейтмотивом спектакля, в исполнении В. Трошина зазвучала на концертных площадках, в радиоэфире. Всенародную известность получила песня «Я люблю тебя, жизнь» (написанная на стихи К. Ваншенкина по заказу М. Бернеса, 1958). В ней сказались умение К. говорить о «высоком» просто, без патетики, как бы размышляя вслух. Привычный, чеканный маршевый, гимнический ритм песни сплавлен с мягким мелодическим рисунком, полным сердечной теплоты. В 1961 написана еще одна из главных песен К. «Хотят ли русские войны» на стихи Е. Евтушенко — песня-манифест, призыв к миру, но без ораторского пафоса. Искренность, проникновенность стихов подчеркивается строгой, приближенной к естественной речи мелодией, суровым ритмом. Интонации бытовой, танцевальной музыки снижают патетику. Вслед за первым исполнителем — Бернесом — песню записали многие. Она зазвучала на английском, французском, немецком, испанском языках в исполнении солистов и хоров. В 1962 победитель Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского Джон Огдон импровизацией на тему этой песни заключил свой сольный концерт. С именем Бернеса связан ряд песен К.: суровая «Убийцы ходят по земле», 1965, добрая, чуть ироничная «Я работаю волшебником» (ст. Л. Ошанина, 1964), «Все еще впереди», 1966 (ст. К. Кулиева), тонкие проникновенные песни о любви «Я улыбаюсь тебе», 1966, и «Когда разлюбишь ты», 1967 (обе на ст. И. Гофф), песня-романс «Прости меня» (ст. И. Шаферана, М. Пляцковского, 1969), которую Бернес уже не успел спеть. Диапазон песен (свыше 200) очень широк. Близки русской народной песне его «За окошком свету мало» (ст. Ваншенкина, 1963), «Я вернусь к тебе, Россия» (ст. Ошанина, 1968), прозрачная, легко запоминающаяся русская мелодия принесла популярность «Журавленку» (ст. Шаферана, 1964). Русской и, шире, славянской песенной традицией пропитана знаменитая песня-баллада «Алеша», 1966 (ст. Ваншенкина), навеянная впечатлением от памятника русскому солдату в болгарском Пловдиве (композитор включил в нее цитату из болгарской народной песни «1ей, Балканы»). Отдельную группу представляют суровые пес ни-воспоминания о прошедшей войне: драматическая баллада «Ребят позабыть не могу», 1977 (ст. Ваншенкина), «Картофельное поле», 1978 (ст. Е. Долматовского). Широта арсенала выразительных средств при мягком, новом и свежем мелодизме отличает многочисленные лирические песни К. Традиции народной музыки, черты камерно-романсового стиля сплавлены в них с современным музыкальным языком: «Вальс о вальсе», 1963 (среди многих исполнителей выделяется К. Шулъженко), танго «Моя тайна», 1973 (обе на ст. Евтушенко), баллада «Мужчины», 1973, и «Чета белеющих берез», 1976 (обе на ст. В.Солоухина), «Где ты раньше был?», 1976 (ст. Долматовского), «Диалог у Новогодней елки», 1978 (ст. Ю. Левитанского), и др. У песен К. счастливая судьба. Их постоянно исполняли и продолжают исполнять многие известные певцы, в том числе зарубежные. К. автор музыки ко многим драматическим спек таклям, музыкальных комедий («Женский монастырь», 1963, «Ох, уж этот Вронский», 1976), оперы «Белоснежка», 1965, музыки к к/ф, мультфильмам, телефильмам, радиопостановкам, инструментальных пьес, крупных оркестровых сочинений. CqjL: Статьи. М., 1983.
Лит.: Румянцев  С. Преодолевая жанровую замкнутость // Сов. музыка. 1980. № 8; Игнатьева М. Эдуард Колмановский. М., 1983.
Л. К. Бубенникова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100