В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Конферанс

Конферанс (фр. conferer — беседовать, англ. conference — конференция) — в России название эстрадного жанра. Основная функция К. — установление непосредственной связи между артистами и зрителями; осуществляющий эту функцию называется конферансье. В его обязанности входят объявление и комментирование номеров, объединение их в последовательное действие, заполнение возникающих пауз, создание благоприятной для артистов и зрителей атмосферы концерта. К-сье придает концерту динамичность, злободневность, юмор, устанавливает живое общение с публикой. Ему необходимо обладать остроумием, чувством юмора, общительностью, тактом, находчивостью, хорошим вкусом. На него ложатся и некоторые организационные функции: определяет очередность выступающих, а если необходимо, то и продолжительность выступлений.
Жанр  К. сформировался во 2-й половине XIX в. в парижских кабаре. Первым профессиональным К-сье считается Рудольф Сали, хозяин Монмартрского кабаре «Chat noire» (1881). В России появление К. связано с капустниками артистов МХТ в начале XX в., где артист театра Н. Балиев вел К. В 1908 он открыл кабаре «Летучая мышь» и взял на себя обязанности К-сье. Вслед за добродушным улыбчивым Балиевым на юге России (в Одессе, Киеве) начал конферировать в образе ироничного сноба А. Алексеев (к 1915 он в петрогр. «Павильон де Пари»). В «Бродячего собаке» и др. кабаре конферирует юный Коля Петер (Н. Петров), в «Кривом зеркале» — Ф. Курихин. В 10-е гг. в связи с ростом числа театров миниатюр и кабаре оформляется профессия К-сье. В специальных журналах появляются статьи о К-сье: «Должен быть корректным, начитанным, вежливым, хорошо осведомленным в злободневных событиях, российских и европейских» (Артистич. мир. 1912. № 7). Каждый К-сье ищет собственную маску, соответствующий репертуар, сохраняет видимость импровизационности при наличии необходимых «заготовок» (получают известность начинавший у Балиева Н. Орешков, пробует конферировать Вл. Хенкин). В 20-е гг. на эстрадах Колонного зала Дома союзов, моек, и ленингр. садов, мюзик-холлов работают А. Гриллъ, А. Менде-левич, С. Тимошенко, П. Муравский, К. Гибшман, несколько позднее А. Глинский, Г. Амурский, П. Райский и др. Пока артист выходил к небольшой и нередко знакомой ему аудитории, с которой мог дружески переговариваться, отвечать на реплики, иногда провоцируя их, К. сохранял характер импровизационности. С конца 20-х гг., со значительным увеличением концертов для массового зрителя в Домах культуры и др., а также в связи с усилением цензуры, импровизационный компонент К. резко сократился, сохранившись в основном при объявлении номера и при возникновении каких-либо неожиданностей в концерте. Выступая в дискуссии о К., режиссер Н. Фореггер призывал «забыть высокие слова об импровизации»: «Конферансье, который выходит на сцену и не знает, о чем будет говорить, либо глуп и скучен, либо груб и скандален» (Цирк и эстрада. 1927. № 16-17). Возникла необходимость привлечения авторов, среди них Н. Эрдман, В. Масс, М. Вольпин, Я. Ядов и др. Наиболее успешно продолжал использовать импровизацию М. Гаркави. Во 2-й половине 30-х гг. в жанре К. обозначился кризис, репертуар и манера, в которых работали артисты, обросли штампами, требовали обновления. На этом фоне сразу же привлек внимание молодой А. Райкин, начинавший как К-сье, обаятельный, слегка ироничный и одновременно застенчивый. Стремясь преодолеть штампы, некоторые артисты использовали бытовые маски-в облике пожарного конферировал А. Кор-зиков, железнодорожного смазчика дяди Вани — И. Бугров. Рождается новая форма парного К. Она связана с именами Л. Мирова и Е. Дарского, их дуэт возник в 1937. Парный  К. открывал новые возможности жанра, он тяготел к интермедии, сценке, позволявшим опосредованно общаться с залом, потребовал конфликтных взаимоотношений партнеров, полярности их сценич( ских характеров или масок. Успех сделал форду парного К. притягательной. В Ленинграде появился дуэт П. Рудакова (в «маске» всегда хмурого, желчного, но остроумного и наблюдательного скептика) и В. Нечаева — жизнеутверждающего, прямолинейного оптимиста. Большой популярностью, пользовался украинский дуэт Ю. Тимошенко (веселый, под-ковыристый Тарапуныса) и Е. Березин (Штепсель-резонер), они много и успешно работали на столичной эстраде, гастролировали по всей стране, за рубежом. Но с ростом популярности дуэтов К. в их творчестве уступал место сольным программам. В 50-60-е гг. появились имена молодых К-сье (Р. Романов, несколько позже Б. Брунов, Э. Радов, О. Милявский й- др.), представителей нового поколения, по-своему выразивших время «оттепели». Их успеху немало способствовали авторы: М. Грин, Г. Териков, В. Бахнов и Я. Костюковский, И. Виноградский, А. Внуков, А. Цо-мук, Я. Грей, А. Каневский и Р. Виккерс и др. При том, что К-сье продолжали стремиться имитировать импровизационную манеру, сложилась определенная форма К.: вступление к концерту, «подводки» к номерам, репризы, шутки, собственный номер и прощальные слова. Каждый К-сье варьировал их по-своему. Так, Романов наряду с К. исполнял номер со скрипкой, пел куплеты за роялем; В. Долгим показывал фокусы; Радов пантомимические сценки, исполнял стихотворные фельетоны. Лишь отдельные К-сье сохранили манеру, близкую к классической: Ф. Липскеров, Милявский, А. Писаренков, начинавший в этом жанре Е. Петросян (их «разговорные» номера органично вписывались в К.). Большинство К-сье появляются на просцениуме как представители зрителей. Театрализованный  К. используется преимущественно в сюжетных представлениях и спектаклях-обозрениях, исполняя связующие функции. Так, в эстрадном спектакле «Он, Она и К-сье» такую роль играл О. Марусев, в спектаклях Моск. мюзик-холла «Красная стрела» прибывает в Москву«- Л. Шимелов; большие театрализованные программы во дворцах спорта вели С. Дитятев, Г. Баскин и др. Специального К. требуют тематические концерты и эстрадные праздничные программы (знаменательная дата, годовщина и т.д.). Среди К-сье, успешно работавших в 60-80-е гг., назовем также имена: А. Артеменко, А. Абросимов, О. Александров, А. Васильев, А. Гумницкий, А. Днепров, В. Заворотний, Е. За-болотнов, И. Киричук, Ш. Латыпов, В. Лещин-ский, А. Лонгин, В. Реутов, А. Югов. В последние годы активно работает В. Москалев — ученик Б. Брунова. Число женщин-К-сье невелико. Первой известной в России женщиной-К-сье была М. Марадудина, исполнявшая короткие рассказы, «детские сказки» (20-е гг.). В 60-80-е гг. конферировали И. Оя, Т. Садофьева, Л. Седых, Е. Ятор. Женский  К. отличается мягкостью, добродушием, придает концерту особую эмоциональную окраску. Много женщин выступает в качестве ведущих концерт, в их обязанности входит объявление номера. В 90-е гг. в связи с резким уменьшением «сборных» концертов профессия К-сье оказалась в значительной мере невостребованной. К-сье заменили телеведущие, — эффектные женщины вроде С. Моргуновой, А. Вовк и др., они объявляют выступающих, «докладывают» исполняемые номера, но при этом не стремятся к контакту с залом. Несколько лучше чувствует себя жанр К. в СПб., где концерты проводят Г. Баскин, молодые К-сье Н. Поздеев, М. Смирнов. Амплитуда их деятельности — от больших концертных залов, стадионов до корпоративных вечеринок в небольших помещениях.
Лит.: Ардов  В. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968; Шапировский  Э. Конферанс и конферансье. М., 1970; Тихвинская  Л. Конферансье Олег Милявский // Театр. 1971. № 5; Алексеев А. Серьезное и смешное. М., 1984.
Е. 3. Захаров


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100