В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Клоун

(англ. clown, от лат. colonus - деревенщина, мужлан), артист цирка, исполняющий комич., сатирич. номера, построенные на приёмах буффонады, эксцентрики, гротеска, пародии. Впервые слово «К.» встречается в пьесах У. Шекспира и англ. драматургов его времени, обозначая роли простолюдинов, неловких слуг, крестьян, комич. старух. В рус. язык термин «К.» стал входить в кон. 40-х гг. 19 в. К. выступает, как правило, в одном постоянном образе-маске, свои выступления строит на прямом общении с публикой: от реплик, адресованных одному зрителю, до их массового вовлечения в действие; сюда же входит игра с «подсадкой» и «апарт» (от итал. a parte - в сторону), к-рый чаще всего носит характер комич. комментария. Основополагающей чертой творчества К. является способность мыслить комич. образами, ситуациями, трюками. Мыслить по-клоунски - особый дар замещать логику здравого смысла логикой остроумных сопоставлений, ассоциативных связей, парадоксов. Решающее значение имеет личный комедийный почерк. Только К., обладающему остро развитым клоунским мышлением, может прийти на ум оснастить циркового ослика, подобно автомашине, номерным знаком, стоп-сигналом (красными огоньками под хвостом) и «запаской» в виде пятой ноги (реприза Карандаша). Исторически фигура циркового К. родилась в конной клоунаде. В 30-40-е гг. 19 в. в европ. цирке выдвинулось неск. К., профессиональное мастерство к-рых достигло такого уровня, что позволило им занять самостоят, положение в цирковой программе. Среди них первое место принадлежит французу Ж. Б. Ориолю, оказавшему огромное влияние на развитие клоунского иск-ва. Он был разносторонним артистом, выступал в костюме средневекового шута, исполнял в паузах между номерами различного рода пародии и короткие пантомимич. сценки. В числе др. известных К.: Т. Кемп в Англии, Фортунелли в Италии, Кватлиц в Германии, Л. Вийоль, В. Яковлев, Н. Филиппов, А. Никитин в России. Этапным событием истории цирка стало рождение клоунской маски Августа (70-е гг. 19 в.), в рус. цирке - Рыжего. Среди первых Августов - Т. Беллинг, Д. Гюйон, Чедвик. Сначала артисты комически изображали нерасторопного униформиста, позднее выступали в окарикатуренном фраке; основной функцией Августа было заполнение пауз между номерами. Постепенно образ видоизменялся, приобретал новые черты, становился объёмным; менялся и внешний облик К. из-за разнообразия гримов и костюмов. Вместе с тем с арены не исчез и К. с набелённым лицом - Белый. Иногда они совместно участвовали в пантомимах и сценках вроде «Деревенского цирюльника». Всё чаще Августы стали включать в свои выступления отд. реплики, а позднее и диалоги с шпрехшталмейстером. Создались предпосылки для объединения в выступлениях Августа и Белого К. и в 1880-х гг. оно произошло: К. из труппы парижского Нового цирка Д. Футит и Шоколад (мулат Р. Падилья) создали дуэт, принёсший им огромную популярность. С их именем связано внедрение в цирковую практику разговорного комич. антре. Вскоре у них появилось много последователей. В рус. цирке первое творч. содружество образовали С. Альперов и Б. Мухницкий (Бернардо).


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100