В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Лицей циркачей

Здание. Дверь. Доска: "Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румяцева (Карандаша) (ГУЦЭИ)". Так оформлено одно из чудес Советской империи.

На входной двери надпись: "На себя (Тянуть)". Зайдя, видим логичную инструкцию на двери выходной: "От себя (Толкать)". В вестибюле доска про терроризм: "Это должен знать каждый". И несколько афишек с картинкой и аннотацией о взрывчатых веществах. Например, "Патрон (Промышленное взрывчатое вещество)" или "Шашка тротиловая", или "Гранулит АС-4". Серьезный подход - учащиеся должны знать, осознать и не шалить. Здесь дух имперского Союза. Здесь понимаешь, как делался лучший в мире советский цирк. Гуляя по коридорам, видишь, что традицию не просто умертвить. Рядом с доской объявлений и приказов серия старых, еще советских плакатов: "Действия при разливе ртути", "Действия населения при аварии на АЭС", "Действия при аварии с выбросом хлора" или "При аварии со взрывами и пожарами". На доске приказов - приказ №13-У "за пропуски занятий без уважительных причин" десятку студентов объявляется строгий выговор. Рядом - предупреждение о будущем административном взыскании нескольким нерадивым студентам, не погасившим задолженность в библиотеке. А что же вы хотели? Здесь вам не любителей готовят.

Анекдот с бородой. Приходит девушка в цирковое училище на экзамены. Ее просят исполнить номер - украсть часы с руки экзаменатора, чтобы он не заметил. Девушка (возмущенно):

- Как вы могли предложить мне это?! Вы думаете, что я воровка?! Я ухожу!

Уходит. Через несколько минут стучит в дверь и спрашивает:

- А часы-то вам отдать?

Это правда. Всегда на первый курс брали подростков с данными. А данные развивали на подготовительном отделении. "На него мы принимаем всех желающих детей, - говорит мне директор ГУЦЭИ Валентина Савина, - для детей важно, что манеж - не спортзал. Они сразу погружаются в атмосферу цирка. И это неоценимо. Это помимо гимнастики и акробатики". Кое-кто из подготовишек потом поступит на первый курс. Первый год - всего понемногу. Гимнастика, эквилибр, жонглирование, эквилибр на проволоке. А педагоги смотрят, к чему кто лучше расположен. Второй год - предварительная специализация. Третий - шлифовка артиста.

Сейчас такой порядок стал привычен. За 70 лет созданы уникальные методики и программы. А в 1927 году, когда училище было организовано, это было невиданным новшеством. Всегда цирковые артисты воспитывались в семьях. Хотя кое-какой опыт в России уже был накоплен. "Я копался в архивных материалах и нашел три больших папки о курсе Цветаевой: одной из сестер поэтессы, - рассказывает мне главный "архивариус" ГУЦЭИ Евгений Чернов. - Это была студия пластики и жеста. Студия существовала до революции и была платная. Так вот меня поразило, почему-то все они были там босоножками. Есть тут взаимосвязь с Айседорой Дункан. С тех-то курсов многие педагоги перешли в наше училище, стали его основой. Ведь неслучайно эти материалы тут остались. Теперь мы ежегодно принимаем на цирковое и эстрадное отделения 50-70 человек. Разница в специфике - на эстрадном предметы связаны больше с конферанцем, иллюзией, песней, пантомимой. Эти жанры, кстати, не в большой мере используются в цирке. И кстати, с ними сейчас тяжелее всего - нет преподавателей. Раньше приглашали, а теперь нет. Сейчас как делается, если в подготавливаемом студентами номере есть какие-нибудь элементы иллюзионного номера, то я ему его поставить приглашу иллюзиониста".

- А как же иначе? - Поясняет Валентина Савина. - Для нас никто не готовит преподавателей. Наши бывшие выпускники и преподают. А час преподавания у нас по тарифу стоит 20 рублей. Подсчитайте - это 2000 рублей в месяц.

Раньше выпускники ГУЦЭИ не имели вариантов устройства. Приходили люди из нынешнего Росцирка и брали всех. Сейчас выпускники могут отказаться.

Не каждый цирковой жанр сейчас востребован в России. В годы СССР, больше пользовались успехом массовые номера, с большим количеством действующих лиц - акробаты, воздушные полеты. А реквизит к ним можно установить не на всякой площадке. Сейчас же студенты еще учась, уже заключают индивидуальные контракты. Но для этого непременное условие, - чтобы реквизит помещался чемоданчик и номер был независимым от других партнеров. Частная практика процветает.

Особенность цирка - трюк - хитрость, уловка, выверт. И нигде кроме ГУЦЭИ этому не учат "по науке". Нигде в мире просто нет таких программ. Ну, скажите, можете вы представить программу обучения клоуна? А в ГУЦЭИ она есть. Рассчитана на 429 часов занятий.

Свое know how ГУЦЭИ продает. Правда, иностранцев сейчас приезжает меньше чем в советское время. Прямо сейчас секреты советского цирка в ГУЦЭИ постигают около двух десятков иностранных студентов. Лариса Милон приехала из Австрии. Бредит цирком с 14 лет. "Два года я училась в Англии в Бристоле. Но там плохо - педагогов нет, а которые были, ничего не знают. И очень дорого. Я платила 3 тысячи фунтов. Там и узнала про ГУЦЭИ. Здесь я второй раз и плачу 400 долларов в месяц. Тренируемся очень много, но по сравнению с прошлым годом, стало хуже - хорошие педагоги ушли, им сейчас мало платят".

А вот Рут Штайнталь из Германии в обучении все нравиться. Может быть потому, что русский язык знает много лучше Ларисы. Ее соседка по общежитию - испанка Агнес Плая. Испанка так просто в восторге - "Такого в Испании нет".

- Студенты у нас разные, - не без улыбки рассказывает Евгений Чернов. - Очень. Вот были из Якутии. Я им рассказываю по истории цирка, что эквилибр на проволоке зародился в Италии, а они не соглашаются, - в Якутии он зародился и все тут. Я вышел, отдышался и говорю, - точно, в Якутии зародился, а потом уже в Риме и Китае.

Многих студентов ГУЦЭИ, кстати, волнует, какой цирковой жанр зародился первым. В ГУЦЭИ учат, что дрессура. Поскольку первобытному человеку надо было есть, а сожрать всех отловленных животных он сразу не мог, то, чтобы не разбежались, он их дисциплинировал. И жен дисциплинировал. А вторым жанром считают атеисты-преподаватели иллюзион - кто-то из питекантропов или ленился охотиться или боялся, ну и придумал религию, то есть иллюзион. И дрессировщики стали им животных для жертв нести. До сих пор зарабатывают на этом деньги, - позавидовать можно.

Дмитрий Новокшонов


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100