В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Левиновский Н. Я.

Левиновский Николай Яковлевич (род. 14.12.1944, Саратов)- джазовый пианист, композитор, аранжировщик, дирижер. Вырос в семье оперных певцов. Окончив музыкальную школу, затем уч-ще, поступил в Саратовскую консерваторию. Еще в юном возрасте почувствовал неодолимую тягу к джазу. И вовсе не случайно свой первый концерт в зале консерватории (1961) студент теоретико-композиторского фак-та демонстративно посвятил полузапретному тогда искусству. Вскоре он прерывает учебу (консерваторский диплом Л. получит лишь в 1974, будучи зрелым музыкантом-профессионалом) и с 1964 работает пианистом в местных эстрадных и джазовых ансамблях, исподволь собирая вокруг себя команду единомышленников.
Начало джазовых «университетов» Л. пришлось на пору всеобщего увлечения «модальным» или «ладовым» джазом. Не удивительно, что именно в этом направлении прокладывал свой путь и Л. — к тому времени лидер созданного им квартета, в котором вместе с ним играли В. Коновальцев (альт-саксофон), В. Епа-нешников (ударные) и Н. 
Николаенко (контрабас). Уже в начале 1969 при своем первом появлении на региональном Куйбышевском джаз-фестивале безвестный до того ансамбль поразил проникновенной джазовой интерпретацией русской народной песни «Отдавали моло-ду», в которой стихия русской песенности органично срослась с джазовыми идиомами и приемами развития. Первый успех в том же году был закреплен на фестивалях в Донецке и Днепропетровске. В конце года ансамбль приглашают в Москву, где он влился в полностью реорганизованный тогда джаз-оркестр Э. Розне-ра, которым вскоре стал руководить А. Кролл. Здесь  Л. вырос не только как исполнитель, аранжировщик, дирижер, но и как композитор (одну из его ранних пьес — «Неваляшки» — оркестр О. Лундстрема с успехом исполнил на фестивале «Джаз-Джембори-72»), а главное — стал музыкантом-профессионалом высокого класса. В 1974 Л. возглавил оркестр Всес. радио и ЦТ «Советская песня», а через год стал музыкальным руководителем и главным дирижером эстрадно-симфонического оркестра Азерб. ССР. И везде, где бы он ни работал, за ним постоянно следовал его ансамбль, постепенно, в результате тщательного отбора пополняющийся новыми музыкантами. Среди них — В. Двоскин (контрабас), Ю. Генбачев (конги), В. Назаров (тромбон), А. Фишер (труба). Время от времени ансамбль как самостоятельная творческая единица выступает в джаз-клубах, на фестивалях, пока, наконец, не становится в 1978 штатным джазовым ансамблем Москонцерта «Аллегро». За годы концертной деятельности состав «Аллегро» неоднократно видоизменялся. Так, с 1981 на саксофоне играл С. Гурбелошвили, позднее — И. Бутман, в состав ансамбля вошел А. Курочкин (электронные клавишные), В. Епанешникова сменил на ударных инструментах молодой Е. Губерман. Но кто бы ни играл в «Аллегро», здесь не было случайных людей. Каждый из музыкантов был яркой творческой личностью, их объединяли воля и талант лидера- Л., чьи композиции составляли основу репертуара «Аллегро» и определяли его лицо.
В работе с «Аллегро» раскрылись лучшие черты творчества Л. — тонкий вкус, безупречное чувство меры в применении разнообразных (порой самых неожиданных) средств, точный баланс композиторского и импровизационного начал и, что самое главное, — особая интеллигентность и артистизм музицирования, что дается не столько талантом и образованием, сколько основательным музыкальным воспитанием, глубокой внутренней культурой и упорной «работой над собой».
И сам Л., и ансамбль «Аллегро» в целом тяготели к интеллектуальному джазу — к так называемому «третьему течению». Это проявлялось и в масштабности композиций, многие из которых построены по сюитно-симфоническим принципам (концерт для джаз-оркестра, концертино в 3-х частях, триптих «В народном духе» — «Фантастический танец» — «Волжские напевы», Сюита в 5-ти частях, «Легенда» и др.), и в умении выстраивать и «держать» протяженную форму, и в серьезной, «симфонизи-рованной» трактовке даже самых известных джазовых «стандартов», и в полистилистике языковых средств. «Аллегро», по результатам опроса 1986 признанный лучшим джазовым коллективом, много гастролировал по стране, выступал на джазовых фестивалях в Венгрии, Финляндии, Индии, Франции и др.
С 1989 Л. живет и работает в США.
Лит.: Баташев  А. Русское «Аллегро» современного джаза (Николай Левиновский) // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. М., 1987.
Л. И. Левин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100