В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Ленинградский мюзик-холл

Ленинградский мюзик-холл, вначале «Цирк-мюзик-холл», с 1928 «Эстрадный театр-цирк». Открылся в дек. 1928 в Оперном театре Народного дома, осенью 1929 переехал в помещение Палас-театра на Итальянской ул. (ул. Ракова). На открытии шла постановка Моск. М.-Х. «Чудеса XXI века» с ленингр. артистом А. Орловым в главной роли (авторы и реж. В. Типот и Д. Гутман). В дальнейшем Моск. и Ленингр. М.-Х. продолжали обмениваться спектаклями и номерами. Первые самостоятельные работы: обозрение А. Мариенгофа и Э. Кроткого «815-1120» и аттракционное представление «С неба свалились» (1929), показанное в Москве и возобновленное в следующем сезоне (реж. А. Феона, балетмейстер К. Голейзовский, худ. В. Ходасевич, композитор и дирижер Д. Покрасс, в главной роли артист Моск. театра сатиры П. Поль). Фабула спектакля — зарубежная командировка «совслужащего» Ив. Ив. Жупела, его ознакомление с «чудесами западной цивилизации» — позволяла легко и органично вводить эстрадно-цирковые номера (жонглеры братья Гурьевы — «2 Гудияни», роликобежцы братья Бренди, А. Дурова с морскими львами и др.). Участвовали также артисты Г. Богданова и В. Честноков с пародиями, частушечницы В. Глебова и М. Дар-ская, молодые танцовщики А. Редель и М. Хрусталев, конферансье А. Менделевич. К открытию сезона 1929-1930 М.-Х. подготовил сатирическое обозрение В. Масса и Н. Эрдмана «Одиссея» (реж. Н. Смолич, худ. П. Соколов, композитор И. Дунаевский, балетмейстеры Голейзовский и А.Чекрыгин). В главных ролях Н. Черкасов, Н. Копелянская, П. Березов, В. Лепко, Н. Тамара, Н. Янет. Острый, злободневный текст осмеивал насилие бюрократов, нарождающийся тоталитаризм, борьбу с «правым» и «левым» уклонами и др. Сатира оказалась не ко времени и веселый ироничный спектакль был запрещен, хотя монолог Одиссея долго сохранялся в концертном репертуаре Черкасова. Пока готовились новые постановки, М.-Х. вернулся к «сборным» программам («Монтаж аттракционов») с участием «герлс». На эстраде М.-Х. работали актеры всех жанров, нередко со специально подготовленными и оригинально оформленными номерами: фельетоны «Карта Октябрей» (худ. Н. Акимов) исполнял В. Коралли, «День Аюева» — А. Вениаминов; теалитмонтаж «Морской мятеж» (по поэме Б. Пастернака «1905 год») — Д. Лузанов, «Юбилей» А. Чехова — Е. Грановская и Л. Утесов, рапсодию Дж. Гершви-на — пианист А. Зейлигер с оркестром, номер на проволоке показывали сестры 3. и М. Кох, гавайскую гитару имитировала Е. Легар, конферировали К. Гибшман и Менделевич. Постоянными участниками были Н. Смирнов-Сокольский, Р. Зеленая и другие известные эстрадные актеры, наряду с ними актеры оперных, балетных и драм, театров, исполнявшие отрывки из спектаклей, арии из опер и др.
Целое отделение занимал теаджаз Утесова, ежегодно обновлявший репертуар: «Джаз на повороте» в оформлении Акимова, муз. Дунаевского (1931), «Музыкальный магазин», сценарий Эрдмана и Масса, муз. Дунаевского, реж. А. Арнольд (1932). Параллельно  М.-Х. продолжал работать над сюжетными спектаклями: «Условно убитый» (1931) по пьесе Е. Рысса и В. Воеводина, муз. Д. Шостаковича, реж. Н. Петров, худ. Акимов, в главных ролях Утесов и К. Шулъженко, цирковые номера в постановке Е. Гершуни; «Отцы города» (1932), обозрение А. Бухова и А. Д’Актиля, муз. Дунаевского, реж. Гутман, в главных ролях Утесов, Копелянская, Л. Рассказо-ва, В. Казаринов, С. Каюков; «Невеста и автомат» по сценарию Фролова (М. Падво) и Ефремова (М. Левитина), реж. Арнольд и А. Таскин (1933). Особый успех имели «Небесные ласточки» по оперетте «Нитуш» Ф. Эрве, новый текст Фролова, музыкальная редакция Дунаевского и Р. Мервольфа, худ. С. Манделъ, реж. 3. Рикоми и Феона, балетмейстеры В. Вайнонен и В. Чест-ноков, в главных ролях Копелянская и Феона. В веселом, ироничном музыкальном спектакле было много хорошей выдумки, впечатляющих номеров (гусарская пляска «Пара голубеньких глаз», «Танго серпантин», аттракцион Рикоми «Серенада о 4 граммофонах» и др., в том числе номера зарубежных гастролеров). К гастролям джазового септета «Вайнтрауб Синкопей-торс» М.-Х. приурочил постановку пьесы «Темное пятно» Г. Кадлерберга и Р., Пресбера (1934), реж. Гутман, в главных ролях Казаринов, Рикоми, М. Розанов, Э. Утесова (сценический дебют). Главный герой- негр- у авторов адвокат по профессии — в спектакле превратился в дирижера джаз-оркестра. Второе действие было отдано джазу, роль дирижера, которую исполнял Розанов, переходила к Вайнтраубу. Спектакль долго держался в репертуаре, после отъезда гастролеров их заменил теаджаз Утесова. В 1935 Ф. Каверин с труппой Ленингр. М.-Х. повторил свою моек, постановку «Под куполом цирка» (в главных ролях Копелянская, Рикоми, В. Доронин, 3. Шиляева, Д. Данильский), дополнив ее новыми пародийными номерами («Веселые пингвины», «Кукарача» и др.).
Одновременно шла работа в Экспериментальной мастерской, созданной в 1933 под рук. Акимова. Осенью 1934 был выпущен спектакль «Святыня брака» Э. Лабиша (сценический вариант А. Бруштейн, ст. Л. Давидович, муз. А. Живо-това, реж. и худ. Акимов, в главных ролях Б. Чирков, Ё. Юнгер, Ю. Лавров). Несмотря на режиссерскую выдумку, изобретательность оформления, спектакль отходил от эстетики м.-х. представления, с другой стороны, эстрадные номера разрушали стройную конструкцию пьесы, остроумный лабишевский диалог. «Положение концертного зала с обязанностями театра абсурдно (…). Формальная ценность самостоятельного номера в его монолитности, законченности, замкнутости в себе самом», — писал Акимов (Рабочий и театр. 1934. № 17). Экспериментальный, лабораторный характер спектакля не помешал зрительскому успеху. С некоторыми изменениями Акимов повторил постановку «Святыни брака» в Моск. М.-Х. Она стала последней работой этого театра. После закрытия Моск. М.-Х. (1936) Ленингр. существовал до лета 1937. Усилиями Дунаевского и под его худ. рук. в помещении М.-Х. в сезоне 1937-1938 работал Ленингр. театр миниатюр, частично сохранивший м-холльную труппу (Копелянская, Розанов, Грановская, А. Арди, А. Менакер, С. Пейсен, балетный ансамбль).
Новый Ленингр. М.-Х. открылся в окт. 1967 усилиями режиссера, в дальнейшем бессменного художеств, рук. И. Рахлина. Спектакли шли в концертном зале Дворца им. Ленсовета (в 1988 переехал в новое здание в парке Ленина, 4). На открытии показано ревю, посвященное Ленинграду, «Нет тебя прекрасней» (авторы О. Левицкий и Рахлин, композитор С. Пожлаков, худ. Манделъ, балетмейстеры М. Годенко, И. Вельский, немецкие хореографы Г. Вальтер и В. Шуман, в главной роли эстонская танцовщица и синтетическая актриса Улле Улла). Успех (прошел 2 тысячи раз) во многом определялся хореографическими номерами: «Колокола Ростова Ярославского», «Новгородские ложечники», «Вологодские кружевницы» и др., а также яркими цирковыми и «оригинальными» номерами. Как вокально-танцевальное ревю решались и все последующие спектакли: «Миллион новобрачных», 1971, «От сердца к сердцу», 1975, «Балтийский ветер», 1977, «Здравствуй, Москва!», 1980, «Счастливый день», 1982, «Всегда со мной», 1985, «Знакомьтесь, впервые!», 1987, «Новоселье», 1988, «Веселая карусель», 1989, «Америка, Америка», 1990, «Звонят колокола» и «Нам 25», 1992 и др. Все они поставлены Рохлиным с участием композиторов М. Кажлаева, Пожлакова, В. Гаврилина, А. Журбина, Д. Тухманова, А. Петрова, В. Баснера и др. Музыкальные руководители нар. арт. РСФСР  С. Горковенко и О. Куценко.
Постоянный хореографический ансамбль состоит из мужской группы, группы одинаковых по росту девушек для ансамблевого танца и характерных танцовщиц. Солисты  В. Матвеев, Г. Рогацкая, О. Маркатанова и др. В М.-Х. выросли певцы С. Захаров, О. Вардашева, В. Баглаенко. На основе сценариев, позволяющих свободно вводить хореографические, вокальные и цирковые номера, режиссер выстраивает красочные музыкальные спектакли с большим числом участников. Труппа пополняется за счет выпускников созданной (1976) при М.-Х. студии, где ведется подготовка по 3 направлениям: вокальное, хореографическое, оригинальный жанр. М.-Х. много гастролировал по стране и за рубежом: Франция, 1969, 1990, 1991, Австралия, 1991 и другие страны Европы, Африки, Азии. После смерти И. Рахлина главным режиссером стал его сын Л. Рахлин; муз. руководитель Ю. П. Крылов, сменивший С. Горковенко, главный балетмейстер С. В. Штыков. Поставлены спектакли: ревю «Безумный век» (2000), мюзикл «Яблочная леди» (2002).
Лит.: Гершуни  Е. Рассказываю об эстраде. Л., 1968. С. 86-95; Загорский  М. С неба свалились // Эстрада без парада. М., 1991; Цимдал  С. Мюзик-холл умер. Да здравствует мюзик-холл // Там же; Дрейден  С. Мюзик-холльный разъезд // Там же.; Дмитриев  Ю. Жанр веселый и нужный // Там же.; Шульженко  К. Когда вы спросите меня. М., 1981. С. 118-121; Уварова  Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983. С. 202-236; Шереметьевская  Н. Танец на эстраде. М., 1985. С. 95-102, 292-302.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100