В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Лундстрем О. Л.

Лундстрем Олег Леонидович (род. 20.03/ 02.04.1916, Чита). Композитор, скрипач, пианист, дирижер, руководитель оркестра. Нар. арт. РСФСР (1984). Почетный доктор наук, профессор Междунар. академии наук в Сан-Марино. С 1921 вместе с родителями, получившими назначение на КВЖД, переезжает в Манчжурию, в Харбин. В 1935 окончил, как скрипач, техникум, в 1944 — как архитектор — Шанхайский высший технический центр. В 1934 группа молодых музыкантов, дети работавших в Харбине советских специалистов (А. Оноцюк, Вл. Серебряков, брат Игорь Лундстрем — саксофоны, Вит. Серебряков, А. Котяков — трубы, А. Миненков — тромбон, А. Гравис — банджо, позже контрабас, И. Уманец — ударные, О. Лундстрем — рояль), создала джазовый коллектив («девятку», в то время биг-бэнд), избрав руководителем Л. Оркестр выступал на танцах, парадах, записывался на пластинки… В 1936 он в Шанхае, где работает в самых известных болл-румах (танцзалах), таких, как «Мажестик» и «Парама»нт«.
В 1947 Л. вместе с оркестром возвращается на родину, в Россию. Оканчивает Казанскую консерваторию (1948-1953) по классу симфонической композиции у А. Лемана и по классу дирижирования у И. Шермана. В эти же годы работает (как скрипач) в оркестре Казанского оперного театра, преподает теоретические дисциплины- в консерватории и ведет студенческий симфонический оркестр. В 1952-1956 прежний «шанхайский» состав в качестве неофициального Эстрадного оркестра Татарского радио продолжает выступать с разовыми концертами, записывается на радио.
С 1956 Л. и его коллектив- в Москве, где в качестве Гос. эстрадно-джазового оркестра начинает концертную деятельность (позже, в 1981, отказывается от песен и 
развлекательной части программы и выступает только в джазовых концертах); первый в стране эстрадный оркестр, отказавшийся от струнных, использовавший джазовую импровизацию и обладавший первоклассным свингом. На фоне обычной отечественной «легкожанровой» эстрады тех лет он выглядел прямым аналогом таких биг-бэн-дов, как оркестры С. Кентона, К. Бейси или Д. Эллингтона. Помимо широко представленной в программах джазовой классики, оркестр Л. исполнял много музыки отечественных авторов — К. Караева, А. Бабаджаняна, А. Эшпая, У. Найссоо, И. Якушенко и др. Основными солистами в эти годы были музыканты «шанхайского» периода — саксофонисты И. Лундстрем и А. Голов, трубачи И. Горбунцов, А. Котяков, О. Осипов, Г. Баранович, тромбонист Г. Осколков, контрабасист А. Гравис, барабанщик 3. Ха-занкин, пианист Ю. Модин. На рубеже 50-60-х гг. в оркестре появляются и новые имена- впоследствии известные музыканты Г. Гаранян и А. Зубов (саксофоны), тромбонист К. Бахолдин, пианист Н. Капустин. Позже в оркестр пришли М. Цуриченко и Ст. Григорьев (саксофоны), Л. Щеголев и Л.Черепанов (трубы), барабанщик И. Юрченко. В этом «омоложенном» составе оркестр выступает на джаз-фестивалях в Таллинне и Москве (1967). Стилистический диапазон оркестра был очень широким- от танцевальных номеров «легкого свинга» 30-40-х гг. до сложных композиций в духе «третьего течения» («Концерт для оркестра» Якушенко, «Луч тьмы» Р. Кунсмана). Выработке оркестрового почерка способствовали аранжировки самого Л., Гараня-на, Григорьева, Н. Левиновского, но прежде всего — главного аранжировщика лундстремовцев рижанина Вит. Долгова.
В 60-80-е гг. оркестр становится своего рода «джазовой консерваторией», через которую прошли лучшие музыканты отечественного джаза (Ген. Голыитейн, Иг. Бутман, Н. Панов (саксофоны), Конст. Носов, А. Фишер, А. Товмасян, Ю. Парфенов, Ан. Васин (трубы), В. Бударин, Вяч. Назаров, Г. Гречухин (тромбоны), Вагиф Садыхов, С. Терентьев, В. Данилин, Мих. Окунь (рояль), С. Мартынов, В. Куцинский, А. Бабий (контрабас), В. Васильков, В. Журкин (ударные), И. Золотухин (гитара). Оркестр принял участие в джаз-фестивалях в Москве, Тбилиси, Чехословакии, Голландии, Индии, Финляндии, Швеции, США (памяти Д. Эллингтона, Вашингтон, 1991; Х Междунар. фестиваль джазов, С.-Барбара, 1998) и др. В 1980-1984 с оркестром выступали певицы И. Отиева, И. Понаровская. Л. — автор множества сочинений для джаз-оркестра. Среди них- «Интерлюдия» (1945), «Мираж» (1947), «Юмореска» (.1956), «Марш-фокстрот», «Экспромт», «Расцветает сирень» (1957), «Песня без слов» (1961), «Пролог» (1962), «Бухарский орнамент», «В горах Грузии» (1972), «Любви дороги» (1975), «Спидвей» (1980), «Этюд для оркестра» (1982). Среди других- сюиты для симфонического оркестра на татарские народные мелодии, романсы, 25 песен, музыка к спектаклям драм, театров. В 1991 оркестр Л. принял участие в совместном с американскими музыкантами исполнении «Эпитафии» Ч. Мингуса (Москва, Концертный зал им. Чайковского), а также в «акустическом» (без микрофонов!) исполнении программы музыки раннего Д. Эллингтона в Моск. театре эстрады (дирижер- Гюнтер Шуллер, США).
В 1994 оркестру Л. исполнилось шестьдесят лет — самый «старый» из непрерывно существующих в мире джаз-бэндов! Этой дате был посвящен II Моск. междунар. джаз-фестиваль, в котором приняли участие такие всемирно известные музыканты, как певец Рэй Чарльз, саксофонист Лью Табаккин, американская вокалистка, живущая в Голландии, Дебора Браун и другие музыканты. Л. сыграл огромную роль в становлении и развитии отечественного джаза. Вокруг его коллектива концентрировались лучшие композиторские силы. Сочетая традиции и новые направления, Л. создал свой стиль.
Лауреат премии Москвы (1994); почетный профессор Казанской консерватории (1994); почетный член Рос. национального комитета Междунар. совета музыки ЮНЕСКО (1994); знак «Бенефис легендарный» (1998); индивидуальная Золотая медаль Американского биографического ин-та за вклад в музыкальную культуру XX в. (в числе 500номинантов).
Соч.: Так мы начинали // Советский джаз. События. Проблемы. Мастера. М., 1987.
Лит.: Петров  А. Джаз без певцов // Сов. музыка. 1974. № 6; ДолотказинГ. Преданное служение искусству // СЭЦ. 1978. № 7; Баташев А. Полвека на джазовой сцене // Муз. жизнь. 1985. № 4; Уланов В. Живой огонь музыки // СЭЦ. 1986. № 4. С. 9-11.
, А. Е. Петров


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100