В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Лицедеи

«Лицедеи»- клоун-мим театр.
Лауреаты премии Ленинского комсомола, фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап»
(1993), театральных фестивалей в Колумбии, Гонконге, Германии, Голландии, Франции, почетные граждане г. Лексингтона (США).
Начинали в Ленинградском ДК им. Ленсовета (1968) как самодеятельная студия пантомимы. В 1978 преобразованы в первый в стране профессиональный театр клоунады, руководителем которого стал Вячеслав Полунин. Артисты-клоуны Александр Скворцов, Николай Те-рентьев, Феликс Агаджанян, Галина Андреева, Роберт Городецкий, Сергей Шашелев, Антон Адасинский, Валерий Кефт, Леонид Лейкин, Анвар Либабов, Виктор Соловьев пришли из разных сфер деятельности, не имея специального образования. Еще в начале своего пути актеры избрали девиз итальянской комедии дель арте: «Радостная душа». Во Дворце молодежи открыли свою сцену на 150 мест (г. Ленинград, 1980). Здесь родились спектакли Полунина на муз. Мусоргского «Картинки с выставки» (1980), «Ночь на Лысой горе» (1981), «Чурдаки» (1982)- один из самых пронзительных и грустных спектаклей, философская клоунада об утраченных мечтаниях, о безудержной жажде радости, о четырех состарившихся чудаках- клоунах, оставшихся «вне игры», живущие на чердаке и играющие для себя, потому что игра- это их жизнь; «Петрушка» (1983, реж. О. Киселев) на муз. Стравинского, Бизе, Хачатуряна. Сокращая дистанцию между актерами и публикой, установили новый тип отношений между клоуном и зрителем: в противовес привычной клоунаде они «спрятали» мастерство, отказались от наработанных в пантомиме опытов с «гуттаперчевым телом»; на сцене появлялись не из-за кулис, а через зрительный зал, порой по головам зрителя, чтобы каждого поприветствовать, обнять, а затем долго раскланивались не в конце, как принято, а в начале представления; возродили смех, сочувствующий и сострадающий от безыскусной и непритязательной игры, наивности «горе-артистов».
По инициативе Л. впервые был проведен Всес. фестиваль театров пантомимы «Мим-парад» (Ленинград, 1982); на заброшенном острове Тотлебен в Финском заливе была открыта «Школа дураков» (1983), где постигались законы клоунады и уличного театра. Многие коллективы страны получили здесь «прививку» идеи клоунского театра. В рамках XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Москва, 1985) работала «Мастерская пантомимы и клоунады», открытая Л. Сама жизнь для Л. стала источником всевозможных розыгрышей. «Раздвигая» стены театральной коробки, они вышли на улицы, в гущу народа, возрождая традиции уличного театра (1986). В условиях уличного театра заново стали разрабатывать отношение к маске, теме, языку, импровизации, устанавливать новые связи между артистом и зрителем. Их сценой стали парки, ступени дворцов, площади перед соборами, мосты, овраги, улицы и проспекты.
В Ленинграде, благодаря Л., к момент)’ проведения Первого фестиваля уличных театров СССР «Лицедей-лицей» (1986), сформировалась «копилка» разнообразных типов уличных зрелищ, как театра поэтических, сновиденческих, виртуальных образов, главное в которых неожиданность появления и исчезновения героев. «То ли было, то ли не было» — такого впечатления в сознании зрителя-участника добивались Л., вводя новые формы театрализации жизни, применяя различные типы неожиданных стрессовых ситуаций (уличный спектакль «Катастрофа», (1986). Свое 20-летие Л. отпраздновали собственными «похоронами», по-своему интерпретируя утверждение К. Станиславского, о том, что любой театр «умирает» через 20 лет. По случаю «похорон» был созван I Всесоюзный «Конгресс дураков» (1988), на который со всей страны съехались люди, занимающиеся клоунадой, и в ходе которого детально обсуждался вопрос, прав ли был великий реформатор сцены.
В 1989 в Москве стартовал фестиваль «Караван мира», принесший Л. всемирное признание. Организованный силами актерской братии независимых театров Востока и Запада и не имеющий аналогов в истории мирового театра, Караван мира прошел за шесть месяцев путь от Москвы до Парижа — через Ленинград, Варшаву, Прагу, Западный Берлин, Копенгаген, Базель, Лозань и Блуа. Итог совместного многомесячного сосуществования артистов в ходе турне — грандиозное зрелище «Одиссея-89», осуществленное в Копенгагене. С 1991 труппа какое-то время существовала под двумя названиями — «Лицедеи» с основателем Полуниным (Городецкий, Терентьев, Шашелев) и «Лицедеи минус 4» (Кефт, Лейкин, Либабов, Соловьев и Орлова), т. е. «старики» и «молодежь». В последующие годы они свободно перемещаются, расстаются и вновь объединяются. Секрет привлекательности всех «лицедеев» — умение отказываться от достигнутого, рисковать репутацией ради новых поисков и открытий, ради проявления свободы своей личности. Все эти качества, заложенные основателем — «первым среди разных» (по определению самих «полу-нинцев) Полуниным, стали определяющими. Из школы-студии Л. вышли будущие звезды комического театра — Н. Фиссон (актриса Театра «Комик-Трест»), Ю. Делиев (Театр «Маски-шоу»), А. Адасинский (Театр «Дерево»). Ю. Галъ-цев (театр «Утюг»). В. Кефт и Л. Лейкин сегодня работают по контракту в знаменитом цирке «Дю Солей», но живая связь с родным театром Л. не прерывается. Издательством «Синтаксис» (Санкт-Петербург) изданы «Записные книжки» Лейкина «Клюква-1» и Кефта «Клюква-2», (художник-оформитель Б. Петру-шанский), серия, которая открывает новые грани талантов Л. Сегодня в репертуаре театра Л.: Антология популярных номеров, многие из которых созданы при Полунине- ретро-ностальгическое представление «Конецсветная по-катуха»: «Бессолница» (1992)- здесь буффонада и жесткий смех являются абсолютными победителями над лирикой и поэзией (интермедии Лейкина и Кефта), «Доктор Пирогофф» (1995) — маленькие клоунские комедии-притчи, ведущие по дорогам жизни обратно в детство. Автор идеи и исполнитель главной роли Лейкин; «Фантазии Александра Скворцова», «Семь-янюки» (2002) — «органичная клоунская авантюра», в которой все персонажи «с душой и телом клоунов» — члены одной семьи. Спектакль создан самими выпускниками Лицедей-лицея (2001). В импровизациях молодых артистов Александра Гусарова, Ольги Елисеевой, Касьяна Рывкина, Елены Садковой, Марины Махеевой, Юлии Сергеевой родились яркие персонажи и ситуации, которых органично «причесал» выпускник школы Юрий Ядров-ский. Спектакль «Отцы и овцы» (2003) демонстрирует редкий случай, когда в одном спектакле «на равных» выступают учителя и ученики. Официально в труппе Л. 12 артистов: Либабов, Соловьев, Городецкий, Скворцов, Агаджанян, Орлова, а также первые выпускники «Лицедей-лицея»-2000. В этом единственном в своем роде учебном заведении постигается школа театральной клоунады, в которой молодые артисты проходят полную учебную программу театральных вузов и получают диплом Санкт-Петербургской театральной академии. Мастерство клоунады им преподают старшие «лицедеи». В 2003 при Л. набрана 3-я студия. Идейным вдохновителем артисты называют «мозговую атаку коллективного разума». В составе Художественного совета сегодня — «корифеи» театра: художник, сценограф и режиссер театра Петрушанский (он же директор театра), Либабов, Соловьев. Снялись в фильмах: «Небывальщина» (1984); «Как стать звездой» (1984); «4 клоуна под одной крышей» (1985); «Радостная душа» (1988); «Лицедеи» (1985); «Убить дракона» (1985); «Железные бабки» (1994); «Жизнь с идиотом» (1994).
Л. сегодня — некий холдинг, в котором множество творческих подразделений и направлений деятельности. Созданный  Л. международный «Чаплин-клуб» еще в 1977, по-прежнему является центром общения и встреч творческой молодежи. В составе подразделений холдинга действующие проекты а капелла «Чемпионки мира», созданный из солисток бывшего хора радио и телевидения (СПб.), исполняющих произведения от Бортнянского до джаза, а также «Смешной театрик» Бориса Уварова.
За последние 10 лет Л. с успехом работают в США, Австрии, Бразилии, Швейцарии, Японии, Испании, Новой Зеландии, на Кубе, в Италии, Израиле, Канаде и др.
Лит.: Маркова  Е. Красноречивое молчание // Газета Смена. 14 октября 1974. КарееваТ. Горизонты творчества // СЭЦ. 1979. № 5. С. 1-2; Мельгикова  Л. Хоровод масок // Смена. 1983. № 11. С. 11; Щербаков В. О пластическом театре // Театр. 1985. № 7. С. 28-30; Тихонова  Н. Возвращение комической эксцентрики // Эстрада: что? Где? Зачем? М., 1988: Вяч. Полунин. Битва карнавала с Великим постом // Театральная жизнь. 1988. № 15. С. 2-7; Маркова  Е. Рядом и вместе! // Журнал «Аврора». 1989. № 9; Силин А. Без фанерных тачанок // Нар. твор-во. 1989. № 7. С. 3; Тихонова Н. Поезд дураков // Сов. эстрада и цирк. 1989. № 12. С. 5-9, 43; Тихонова Н. Куда девалась пантомима // Экран и сцена. 1993. 4-11 ноября. С. 12-13; Табачникова  Н. Весь мир- театр // Театр. 1990. № 5. С. 115: Куканов  Ю. Лечение лицедеев // Российские вести. 1996. 25 октября. С. 3; Устинова И. Калики перехожие // Незав. газета. 1999. 18 августа. С. 7; Вяч. Полунин. Инт. с Дмитриевской М. Право выходить в окно // Петербургский журнал. 2000. № 22. С. 46; Вяч. Полунин. Инт. с Кузьминой Н. Поговорим без дураков // Театральная жизнь. 2001. № 6. С. 26-33; Табачникова  Н. Летающая тарелка, или Дураки с острова Тотлебен // Театральная жизнь. 1988. № 9. С. 11; Кузьмина Н. Монолог клоуна, или Пирог из 10 слоев // Вестник 2001. № 2.
Т. Ю. Смирнягина


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100