В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Лукин (Сакс) Л. И.

Лукин (Сакс) Лев Иванович (30.11/12.12 1882, Москва- 25.07.1961, Москва)- балетмейстер, музыкант. Окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (1910), два курса Моск. консерватории. Заболевание руки помешало стать пианистом. Учится в Балетной студии Э. Элирова (1912), продолжает занятия в Студии А. Шаломы-товой, где как балетмейстер впервые поставил вместе с Шаломытовой «Арлекинаду» Р. Дриго. В последующих работах заявил себя как новатор, создатель необычных пластических форм, своего рода архитектурно-графических композиций. В различных«сочетаниях соединял акробатику, свободную пластику и классический танец. Стал одним из реформаторов балетного костюма, который должен был предоставлять полную свободу телу танцовщика. Активно сотрудничал в этом плане с художниками Б. Эрдманом, П. Галаджевым, С. Юткевичем. В костюме отвергал цвет, как и в пластике главенствовала игра линий. Искал новую «гамму движений», помогающую раскрепощать тело. Свои танцевальные композиции ставил на музыку А. Скрябина, С. Прокофьева и др. 
композиторов, не предназначенную для танца, полагал, что у «музыкальной полифонии надо учиться гармонии и ритму». В 20-е гг. Л. наряду с другим выдающимся балетмейстером-новатором К. Голейзовским много постановок осуществляли в театрах миниатюр, на эстраде; их имена стояли в одном ряду (Львов Н. Голей-зовский и Лукин. // Эрмитаж. 1922. № 11). В 1920-1924 работал в созданной им Студии свободного балета (Моск. свободный балет), где поставил «Сарказмы» и «Мимолетности» на муз. Прокофьева, «Сатаническую поэму», «Этюды к Поэме экстаза», «Одиннадцать танцевальных номеров» и др. на муз. Скрябина, «Сафо» А. Лурье (с Н. Глан в главной партии), «Двенадцать танцев» на муз. Ф. Шопена, «Вторую рапсодию» на муз. Ф. Листа и другие хореографические композиции. Музыкальные партии в его концертах нередко исполняли выдающиеся пианисты К. Игумнов, А. Гольденвейзер, братья А. и М. Готлиб. В труппе Л. начинали впоследствии известные танцовщики Вера Друцкая, А. Румнев, И. Дубовская, Л. Оболенский, танцовщица и балетмейстер Глан и многие др. В 1925-1929 работал в Ленинградском театр сатиры, обозрения этого театра носили эстрадный характер, состояли из отдельных номеров, в том числе танцев Л-на. С позиций пуритански настроенной критики его танцы имели «нездоровую» эротическую окраску, за что постановщику немало доставалось в прессе («безудержная эротика»). Сам же Л., обладавший отменным художественным вкусом, видел в эротике не самоцель, а средство, раскрепощающее танцовщика. Вокруг имени балетмейстера сгущались тучи, эстетические обвинения граничили с идеологическими. В 1930 Л: уехал во Фрунзе для подготовки декады киргизского искусства, где был репрессирован, по счастью, через полгода освобожден. С экспериментами пришлось покончить. Л. ставит народные танцы, делает постановки балетных сцен в операх, работает в студии им. Дункан, с конца 30-х гг. (и в годы Отечественной войны) руководит танцевальным ансамблем Тихоокеанского флота (Владивосток), с 1945- в Якутии. Сведения об его деятельности в эти годы противоречивы. Вернувшись в Москву, занимался режиссурой, ставил танцы в опереттах, в цирке. Написал теоретическую работу о балете (не издана). Как и многие представители русского авангарда 20-х гг. Л. остался в этом десятилетии, с которым были связаны его новаторские постановки. В наши дни постановочные приемы Л. заново возрождаются в опытах многочисленных коллективов свободного танца.
Соч.: О танце // Танцевальное обозрение. 1922. № 4.
Лит.: Сидоров  А. Современный танец. М., 1922; Ивинг  В. Вечер Лукина // Театр и музыка. 1923. № 8; Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М., 1985; Воскресенская  Н. Эксперименты Л. Лукина // Балет. 1992. № 4.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100