В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Листов К. Я.

Листов Константин Яковлевич (19.09. 1900, Одесса- 06.09.83, Москва)- композитор. Нар. арт. РСФСР (1973). Отец, Я. Листов -«Жорж-клоун», прыгун-гимнаст, мать- балерина в цирке. Пятилетний мальчик работал в цирке в качестве исполнителя на мандолине. Участвовал в «семейном» оркестре Листовых. Первые музыкальные впечатления Л. связаны с песнями одесских улиц, музыкой парков и духового оркестра моряков. В 1914- в Царицынском музыкальном уч-ще. В 1922 окончил Саратовскую консерваторию по классу композиции Л. Рудольфа и по классу фортепиано И. Розен-берга. В 1918-1919 доброволец Красной Армии. В 1919-1923 пианист и дирижер Театра миниатюр в Саратове. В 1923 переехал в Москву, работал в Театре Пролеткульта, писал музыку к спектаклям «Слышишь, Москва» С. Третьякова и др. В 1925-1928 музыкальный руководитель «Синей блузы»; 1928-1932 музыкальный руководитель и дирижер Театра обозрений Дома печати. В 30-е гг. работал в Театре оперетты под рук. В. Бебутова в качестве дирижера. В годы войны музыкальный консультант Политуправления Военно-морского флота.
Л. — один из создателей советской массовой песни. Первые — «Восстание» на ст. Э. Верхарна, «Красная Армия» ст. А. Пришельца, написал в 1918-1919. Работал в «Синей блузе», сочинял песни, марши, куплеты, музыкальные пародии (публиковались в сборниках «Синяя блуза»).
Одновременно был незаменимым пианистом-аккомпаниатором, благодаря редкому артистизму органически входил в представление. Случалось, выступал и как актер в маске нэпмана. Много сатирических песен-куплетов написал к спектаклям Театра обозрений Дома печати («Приготовьте билеты» и др.). Продолжал сочинять близкие ему армейские песни. Знаменитая «Песня о тачанке» на ст. М. Рудермана (1937) сразу же вошла в песенную программу теаджаза Л. Утесова, зазвучала на демонстрациях, на песенных праздниках. В программ)’ джаз-оркестра Утесова вскоре была включена и другая известная песня Л. «Гренада» (ст. М. Светлова, 1938).
Огромный пласт армейских песен Л. составили его работы военного времени (1941-1945). Одна из любимых фронтовых песен — «В землянке» (ст. А. Суркова, 1942). Построенная на сочетании несколько чувствительной печальной романсовой мелодии с тревожной пульсацией ритма, появившись в труднейший период войны, песня точно ответила требованиям времени, выразила чувства миллионов людей на фронте и в тылу. «Землянка» звучала на сцене ГАБТа в исполнении солиста С. Хромченко, входила в репертуар В. Трошина, Л. Руслановой, Утесова, позднее М. Кристалинской и многих певцов.
Писал он и «чувствительные» шлягеры («Ай-зик-портной», ст. Е. Белогорской, «Если любишь, найди» ст. Л. Ошанина и др.), они вошли в репертуар Утесова, позднее И. Кобзона и др. Популярность обрел «Севастопольский вальс» (ст. Г. Рублева, 1955), в 1961 была создана одна из лучших оперетт Л. «Севастопольский вальс».
При всем разнообразии и богатстве песенного творчества Л. (свыше 600 песен) можно заметить и общие черты — это простота музыкального языка, живое поэтическое дыхание, яркость песенного образа. Л. также автор 2 опер, 8 оперетт, музыки к театральным спектаклям и радиопостановкам.
Лит.: Зак  А. О мелодике массовой песни. М., 1979; Новикова. Всегда в пути. М., 1982; Тищенко  А. Константин Листов. М., 1987.
Л. К. Бубенникова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100