В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Лещенко П. К.

Лещенко Петр Константинович (02/14.06. 1898, с. Исаево, Одесская губ.- 16.07.1954, Брашов, Румыния) — певец, баритональный тенор. В 1900-е гг. семья переехала в Кишинев, где Л. закончил духовную семинарию. Пел в церковном хоре. Увлекался танцами. Начал выступать в кишиневском иллюзионе «Орфеум» (танцевал лезгинку с кинжалом во рту), пел под гитару в ресторане «Сюзанна». В 1918 Бессарабия стала румынской территорией, и семья Л., оказавшись на положении эмигрантов, обосновалась в Бухаресте. Л. и его сестры Валентина и Екатерина пели и танцевали в маленьком ресторанчике «Наш домик». В 20-е гг. Л. учился в парижском хореографическом уч-ще. Вместе с женой-танцовщицей гастролировал по странам Европы. Первый сольный концерт Л.-вокалис-та состоялся в Риге в кафе «AT» (1930) в сопровождении небольшого оркестра, при участии композитора О. Строка. «Мое последнее танго» Строка принесло Л. триумфальный успех. В 1933 после поездки в Англию приобрел европейскую известность. Выступал в престижных ресторанах, записывался на пластинки фирмами «Колумбия» и др. Открыл собственный ресторан «Петр Лещенко» в центре Бухареста, где работал оркестр под рук. композитора Жоржа Ипсиланти, танцевало «трио Лещенко» (две сестры Л. и его жена Закит), пел небольшой хор и три солистки (среди них известная ныне А. Баянова). Л. пел и играл на гитаре после полуночи, посетителям есть и пить в это время запрещалось.
Несмотря на железный занавес, напетые Л. пластинки получили распространение в нашей стране еще в 30-е гг. («Черные глаза», «Скажите, почему», «Синяя рапсодия» и другие вещи Строка, «Татьяна», «Вино любви», «Блины» и другие М. Марьяновского, песни «Чубчик кучерявый», «Сашка», «Моя Марусенька» на ст. Л. и др.). Выразительная исполнительская манера одушевляла банальную мелодию, небольшого диапазона голос передавал различные оттенки чувств: нежность, лукавство, сердечную тоску. Репертуар  Л. был широк и разнообразен: танго, фокстроты, вальсы, романсы, частушки, солдатские, «уличные» попевки, народные русские, украинские и цыганские песни, а также песни И. Дунаевского, братьев Покрасс, Б. Фомина, Н. Богословского.
В годы немецко-румынской оккупации вернулся в Одессу, где открыл свой ресторан-варьете «Норд» (1942-1943). Выступали акробаты, фокусники, небольшой хор с русскими и цыганскими песнями, во 2-м отделении на эстраду выходил Л. в цыганском костюме с выпускницей Одесского музыкального уч-ща В. Белоусовой, которая стала его второй женой. Выступления начинал с румынских песен, потом исполнял свой репертуар. В 1943 вернулся в Бухарест, до 1945 продолжал работать в ресторанах. После прихода советских войск выступал с концертами по городам Румынии. Пронзительно звучала в его исполнении песня Ж. Ипсиланти «Я тоскую по Родине». В 1951 репрессирован румынскими властями, погиб в заключении. Его жену, Белоусову, вернули под конвоем в Россию, приговорили к 25 годам лагерей. В 50-е гг. она была реабилитирована.
В 1990 фирма «Мелодия» выпустила 5 дисков Л. В Москве создан «Ретро-клуб им. Петра Лещенко», вечера, ему посвященные, регулярно проходят в Одессе и других городах.
Лит.: Галяс  А. Возвращение Петра Лещенко // Муз. жизнь. 1989. № 18; Гридин В., Галяс  А. Легенды и правда о Петре Лещенко // Огонек. 1991. № 35; Савченко Б. А. Кумиры забытой эстрады. М., 1992. С. 84-89; Иванова Ел. Помнишь дни золотые… // Эстрада и цирк. 1992. № 7-8; Танго и романсы Петра Лещенко / Сост. Поздняков  А. В., Стацевич  М. М. М., 1992.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100