В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Лещенко Л. В.

Лещенко Лев Валерианович (род. 01.02.1942, Москва), певец, бас-баритон. Нар. арт. РСФСР (1983). Родился в семье военнослужащего, рано потерял мать, воспитывался дедом, который и привил внуку любовь к музыке и песне. Учась в школе, Л. пел в хоре Сокольнического Дома пионеров, занимался в кружке художественного слова. По окончании школы, отслужив в армии, где пел в армейском Ансамбле песни и пляски, с третьей попытки поступил в ГИТИС (1966). Упорство в достижении поставленной цели будет и в дальнейшем отличать артиста. Л. учился на фак-те музыкальной комедии в мастерской Г. Ансимова, тогдашнего художеств, рук. Моск. театра оперетты (педагоги по вокалу певцы П. Селиванов, А. Матюшина). Помимо арий из оперетт Л. пел много классических романсов. Способности  Л. были отмечены Ансимовым, и он взял третьекурсника к себе в театр (1969). Однако по окончании ин-та (1971) Л. неожиданно покидает театр и по предложению Матюшиной поступает в Вокальную группу Всес. радио, славившуюся высоким классом исполнительства (здесь в разное время пели 3. Долуханова, Г. Виноградов, В. Бунчиков, В. Нечаев, В. Захаров и др.), где исполняет камерные классические произведения, арии из опер, романсы. Такую резкую смену направления в творчестве Л. объясняет желанием попробовать себя и в ином качестве, в разных жанрах. В 1970 с Большим симфоническим оркестром под упр. Г. Рождественского с успехом исполняет ораторию Р. Щедрина «Ленин в сердце народном», с эстрадно-симфоническим оркестром под упр. Ю. Силантьева поет народную песню «Вдоль по улице метелица метет» и современную «Русское поле» Я. Френкеля на ст. И. Гофф. Готовит программу романсов, песен советских композиторов. В 1970 становится лауреатом IV Всес. конкурса артистов эстрады за исполнение цикла песен-баллад О. Фелъцмана на ст. Р. Рождественского («Баллада о красках» и др.), подкрепив свою репутацию как певца героической, гражданской темы. В 1972 получает первую премию на Междунар. фестивале песни в Сопоте за песню М. Фрадкина на ст. Рождественского «За того парня», которую спел, по оценке композитора, как никто до него не пел, «ярко, эмоционально, броско и выразительно». С этой песней появился и лирический герой певца, современный молодой человек, мужественный, уверенный в себе, но одновременно и лирически мягкий, задушевный, чуть ироничный.
Популярность певца растет. Он становится лауреатом премии Моск. и Ленинск, комсомола (1973), много поет на радио и ТВ. (В середине 70-х гг. переходит в Росконцерт, с 1983 — в Гос. концертно-театральное объединение СССР.) И все же облик благополучного, удачливого певца, его «всеядность» накладывали определенный отпечаток на восприятие творчества Л. Певец, понимая это, начинает требовательнее относиться к подбору репертуара. Он ищет и постепенно вырабатывает свою исполнительскую манеру: уходит от прямолинейного пафоса песен героической тематики, пробует себя в лирике, используя прием «напева-ния», свойственный поющем драматическим артистам. Голос  Л., красивый от природы, обретает с годами округлость и мягкость, неповторимый тембр. Артисту свойственна открытая, приветливая манера общения с залом, заразительность, легкий юмор.
В репертуаре все больше песен, специально для него написанных (среди них много песен А. Пахмутовой, прозвучала в 1978 впервые в его исполнении песня «Любовь, комсомол и весна» на ст. Н.Добронравова), Л. стал одним из лучших интерпретаторов современной гражданской песни, которую умеет сделать личной. Многие его песни становились шлягерами: «Спасибо вам за тишину» Н. Богословского на ст. Е. Евтушенко, «Я вас люблю, столица» П. Аедоницкого на ст. Ю. Визбора, песни Д. Тухманова «Притяженье земли» на ст. Рождественского, «Соловьиная роща» на ст. А. Поперечного, песня Пахмутовой «Нам не жить друг без друга» на ст. Добронравова, песни В. Шаинского «Не плачь, девчонка» на ст. М. Пляцковского, «Родительский дом» на ст. М. Рябинина, «Родная земля» В. Добрынина на ст. Л. Дербенева, «Были юными и счастливыми» М. Минкова на ст. Л. Рубалъской и множество других. На закрытии Олимпиады (1980) в его исполнении прозвучала «До свиданья, Москва» Пахмутовой — Добронравова (в дуэте с Т.Анциферовой). Визитной карточкой для Л. стал «День победы» Тухманова на ст. В. Харитонова (1975). В ней проявились лучшие черты исполнительского искусства Л.: органичное сочетание броскости и лиричности, задушевности и мужественности и даже трагизма. Несмотря на популярность, официальное признание, Л. все время в поиске. В течение ряда лет (с 1978) ведет на ТВ передачу «Споемте, друзья»; совместно с Добрыниным (80-е), с которым много и плодотворно сотрудничает, организует телефильм «От сердца к сердцу», пробуя себя в стиле кантри; в 1984 организует и возглавляет вокально-инструментальную группу «Спектр» под упр. И. Дорохова, в 1986 задумывает цикл песенных спектаклей-обозрений; в 90-х гг. в дуэте с В. Винокуром
делает шоу-программу двойников, где они как бы меняются ролями — Винокур поет, Л. выступает в юмористическом жанре. В 90-е гг. Л. много сотрудничает с А. Никольским. Его песни «Старая Москва», «Славянский базар», «Подождите, вы уходите» на новом временном витке помогли певцу еще более смягчить, очеловечить свой былой имидж, хлестко названный журналистами «кремлевским соловьем». Песни эти написаны в стиле городского романса, что оказалось близко индивидуальности певца.
Широта исполнительского диапазона, многообразие творчества певца предстали в концертах начала 90-х гг.- «50 не 50», «От Лещенко до Лещенко», «Вовчик и Левчик» совместно с Винокуром в ГЦКЗ «Россия» «Лев Лещенко и его друзья», там же (2002) и др. Л. гастролировал за рубежом: в Афганистане, 1982, в Австралии, Америке, где выступал совместно с Э. Пъехой и И. Мирошниченко. Л. 8 лет преподавал в Рос. музыкальной академии (Музыкально-педагогический ин-т им. Гнесиных). В 90-х гг. Л. создает и возглавляет Гос. театр эстрадных представлений «Музыкальное агентство» (директор засл. работник культуры РСФСР  Е. Розенгауз, с которым Л. работает уже 14 лет). Театр много гастролирует и по стране, и за рубежом.
Соч.: Любовь, комсомол и весна. М., 1985.
Лит.: Молчанова  О. Путь артиста // СЭЦ. 1983. № 11. С. 3-5; Рымшевич  Т. Лев Лещенко // Певцы советской эстрады. М. 1985. С. 105-214; Скороходов  Г. Звезды советской эстрады. М., 1986. С. 171-175; Наза-ретянА. От Лещенко до Лещенко. М., 1994.
О. А. Кузнецова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100