В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Мюзикл в России

Мюзикл в России (англ. musical, musical play, musical comedy) — театрально-эстрадный жанр, синтезирующий музыку (джаз, шансон, кантри, рок), танец, пение (с использованием микрофона), акробатику и др. цирковые номера. Обычно строится по «номерному» принципу. «Номера» объединяются сюжетом, нередко основанным на серьезном литературном источнике. Как одна из форм музыкального театра «музыкальный спектакль» (musical play) сложился после первой мировой войны в США, впитав различные источники, втом числе распростаненные как в Европе, так и за океаном всевозможные развлекательные представления (бурлеск, водевиль, ревю, оперетта, мюзикл-холл и др.). Поставленная в 1927 музыкальная комедия «Плавучий театр» О. Хаммер-стайна с. музыкой Джерома Керна (шла на Бродвее до 1934), считается первым мюзиклом. В 30-е гг. приобретают известность музыкальные спектакли Д. Гершвина, Р. Роджерса, К. Портера, эмигрировавшего в США немецкого композитора К. Вайля (автор музыки «Трех-грошовой оперы» Б. Брехта, 1928) и др.
Термин «М.» утвердился после второй мировой войны. В 50-60-е гг. американские М. «Моя прекрасная леди», «Вестсайдская история», «Хелло, Долли», «Порги и Бесс», «Кабаре», «Скрипач на крыше» и другие получают распространение в Европе, ставятся музыкальными театрами. Создателями известных М. 70-80-х гг. («Эвита», «Кошки», «Призрак в опере», также рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда») становятся англичане Э. Л. Уэббер и Т. Райе. Успех британского М. (премьеры прошли и на Бродвее) способствовал рождению оригинальных М. на континенте: во Франции, Австрии, Испании («Отверженные», «Собор Парижской Богоматери» и др.). М. становится одним из самых популярных жанров мирового театра.
В России музыкальный, спектакль имеет свою, и немалую, историю, которая идет от комической оперы конца XVIII века, водевиля с пением и др. Более близкой «родней» можно считать поставленную в Троицком театре миниатюр (1915) «фантастическую оперу» «Иванов Павел», имевшую сенсационный успех (экранизировалась). В 20-х гг. к жанру музыкальной комедии обращаются известные режиссеры Н. Фореггер, А. Таиров. Так, поставленная в 1922 силами драматических артистов Камерного театра оперетта «Жирофле-Жи-рофля» Лекока (с новым текстом Н. Азуева и Арго) долго сохранялась в репертуаре, имела успех на гастролях во Франции, Германии. В спектакле было много зрелищности, впечатляющих «эстрадных» номеров. Исполнявшая главную роль А. Г. Коонен пела, танцевала, жонглировала, демонстрировала акробатические трюки. Ее партнер Н. Церетелли танцевал с таким мастерством и блеском, что французская пресса сравнивала его с В. Нижинским. Работая над спектаклем, Таиров стремился «к сценической композиции, основанной на органическом слиянии ощущения, движения, слова и звука» (Таиров А. О. театре М., 1970. С. 293). В 1930 Камерный театр поставил «Трехгрошовую оперу» (под названием «Опера нищих») Б. Брехта и К. Вайля, однако критика, единодушная в неприятии спектакля, указывала на «легковесность текста, эстрад-ность», «махровую пошлость музыки». Разгром музыкального спектакля «Богатыри» (муз. А. Бородина, либретто Д. Бедного, 1936) завершил музыкальные опыты Таирова.
Во встречном направлении — от эстрады к театру — шло -освоение жанра музыкального спектакля в мюзик-холлах. Начав с традиционных ревю, Моск. и Ленингр. мюзик-холлы стремились к созданию музыкально-драматических спектаклей, какими стали «Артисты варьете» (1933, музыка Л. Пульвера) с участием артистов драматического театра и эстрады, «Небесные ласточки» («Нитуш» Ф. Эрве в музыкальной редакции И.
Дунаевского и Р. Мервольфа) с синтетической актрисой Н. Копелянской в главной роли. Спектакли шли ежедневно. «Небесные ласточки» привлекали танцевальными номерами в постановке известных хореографов В. Вайнонена и В. Чеснокова («Аве Мария», танго «Серпантин», гусарская пляска «Пара голубеньких глаз» и др.).
Авторитетный свидетель, Л. Утесов утверждал, что эти и некоторые другие спектакли были первыми отечественными М.: «Все это мы имели, все это мы поругивали и всего этого мы на долгие годы лишились. Получилось по известной поговорке: что имеем, не храним, потерявши, плачем» (Спасибо, сердце… М., 1976. С. 298). Спектакли мюзик-холла непосредственно связаны с созданием первых советских музыкальных кинокомедий («Веселые ребята», «Цирк»), поставленных недавно приехавшим из Голливуда кинорежиссером Г. Александровым. Музыка  И. Дунаевского, талантливые отечественные артисты, такие, как Л. Утесов, Л. Орлова и др., придавали «голливудской» технике режиссера российскую ментальность. Но если в кино жанр по ряду счастливых случайностей имел свое продолжение, то в театре после закрытия мюзик-холлов (1936) музыкальный спектакль надолго уходит со сцены.
Новый этап его освоения нашим театром начинается к 70-м гг., после знакомства с вышедшими на экраны зарубежными М. («Моя прекрасная леди», «Смешная девчонка», «Шербурские зонтики» и др.). Попытки создать отечественный М. следуют одна за другой, почти одновременно. Композитор  А. Колкер создает М. по «Свадьбе Кречинского» «Сухово-Кобыли-на (поставлен Ленинградским театром музыкальной комедии в 1973, впоследствии и др. театрами оперетты). Жанр  М. успешно осваивается Свердловским (ныне Екатеринбургский) театром музыкальной комедии во главе с режиссером В. Курочкиным (»Свадьба с генералом«по А. Чехову, «Хелло, Долли» Д. Хермана и др.). В 1974 г. на телеэкране появляются М. «Бумбараш» (по А. Гайдару) с музыкой В. Дашкевича, одного из композиторов, последовательно работающих в этом жанре. В том же 1974 в Ленинграде ВИА «Поющие гитары» показывают премьеру рок-оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика» (режиссер М. Розовский), впоследствии выдержавшую более пятисот представлений.
Если в 30-е гг. эстрада мюзик-холла обращалась к опыту драматического театра в поиске оптимальных форм синтеза, то на новом витке инициатива перешла к драме, заимствующей у эстрады отдельные приемы и выразительные средства. Складывается форма музыкального спектакля, тесно связанного с традициями психологического театра (яркий пример — «История лошади» М. Розовского по «Холстомеру» Л. Толстого первоначально в БДТ, 1975, впоследствии в других театрах). Розовский, возглавивший Театр у Никитских ворот, продолжает последовательно работать над мюзиклами: «Бедная Лиза» по Н. Карамзину, «Гамбринус» по А. Куприну, «Пир во время-чумы» по А. Пушкину, «Кабаре, или Боб Фосс живет в Москве» и многие другие. Стойким и заслуженным успехом у публики пользуются музыкальные спектакли и телефильмы режиссера «Ленкома» М. Захарова. Рок-опера «Юнона» и «Авось» А. Вознесенского — А. Рыбникова, поставленная им в 1980 г., прошла более 800 раз и продолжает сохраняться в репертуаре. Музыкальные спектакли, М. вошли в репертуар многих театров, в том числе такой цитадели классики, как моек. Малый театр. В Санкт-Петербурге более десяти лет работает Театр «Рок-опера» (руководитель В. Подгородинский), мюзиклы определяют репертуар Театра «Буфф» и многих других. Сформировалась группа композиторов, успешно работающих в этом жанре: Дашкевич, Журбин, Рыбников, Г. Гладков, В. Плешак, В. Успенский; авторов либретто и стихов: Ю. Ким, Ю. Ряшенцев.
М. в России получил новый размах в наступившем XXI в. После шумно разрекламированной и в целом успешной постановки «Метро» (1999), первой ласточкой адаптации зарубежного М. к нашей сцене (с кастингом, профессиональным тренингом артистов, большим бюджетом, зрелищными эффектами), «доморощенные» опыты отечественных репертуарных театров выглядели вчерашним днем. На этой волне родился первый отечественный стационарный М. «Норд-Ост», созданный по всем правилам западного менеджмента: с ежедневным прокатом, большим бюджетом, первоклассной свето- и звукотехникой. В основе спектакля качественное либретто по роману В. Каверина «Два капитана», музыка отечественных бардов А. Иващенко и Г. Васильева. Чтобы окупить затраты, продюсеры (генеральный директор Г. Васильев, директор проекта А. Цекало) рассчитывали показать спектакль не менее семисот раз. Октябрьская трагедия (2002) с захватом заложников, гибелью семнадцати участников спектакля и более ста зрителей сорвала эти планы.
На протяжении 2002-2003 произошла своего рода «мюзиклизация» московской сцены:
«Нотр-Дам», «Чикаго», «42-я улица», «Иствикские ведьмы»… Каждая новая постановка должна была превзойти предшествующую в спецэффектах, бюджетных затратах, рекламе, стоимости билетов. Подобного нашествия столица не выдержала. Представления американского М. на языке оригинала и в исполнении американских актеров — «42-я улица» — пришлось прервать в связи с отсутствием публики. Финансовые трудности переживали и создатели «Чикаго». Калькирование высокозатратных западных образцов без учета менталитета и финансовых возможностей нашей публики, как показала практика, связано с большим риском. Однако работа по созданию отечественных М. продолжается, жанр не утрачивает своей популярности.
Лит.: Уварова  Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1984; Петров  А. От «Оперы нищих» до наших дней // Новое время. 2003. № 11. С. 38-39.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100