В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Мюзик-холл

Мюзик-холл (англ. Music-Hail — музыкальный зал) — тип зрелищного предприятия, представления которого носят преимущественно развлекательный характер, включают номера различных жанров эстрадного, музыкального, балетного, циркового искусств. Впервые появился в Англии (XVIII в.) в тавернах, отелях, постоялых дворах, где за дополнительную плату застолье сопровождалось развлечением (цирковые номера, комические песенки и др.). К середине XIX в. М.-Х. получают специальные здания, распространяются по стране, привлекают широкие слои горожан. Представления сохраняют жанровую многоликость, дивертисментную структуру (произвольное сочетание классики, современных скетчей, цирковых аттракционов, доминирует утонченная эксцентрика, автоматический комизм). К концу XIX в. мода на М.-Х. приходит во Францию. Большие кафе-концерты стали называться М.-Х., иногда «Варьете М.-Х.» («Фоли-Бержер», «Мулен-Руж» и др.). В них ставятся пышно оформленные ревю с участием известного певца.(или певицы) и балетного ансамбля.
В России о М.-Х. заговорили в связи с приездом главы футуристов Ф. Маринетти (1913) и публикацией «Манифестов итальянского футуризма», где М.-Х. утверждается как «театр будущего». Однако на практике отдельные попытки создать М.-Х. не удавались. Интерес к М.-Х. усилился после 1917. Режиссеры-экспериментаторы В. Мейерхольд, Н. Фореггер, С. Радлов, С. Эйзенштейн, Г. Козинцев и Л. Трауберг и другие в своих театральных постановках обратились к М.-Х. с его впечатляющими цирковыми аттракционами. На основании театральной практики Эйзенштейн выступил с программной статьей «Монтаж аттракционов» (1923). Мода не миновала и эстрадное искусство — обычные концертные программы в ресторанах шли под маркой М.-Х.; как сборный концерт с участием зарубежных номеров функционировали М.-Х. в моек. «Аквариуме» (1922-1924). В 1926 при поддержке А. Луначарского открылся Моск. М.-Х. (сначала как «Цирк М.-Х.», затем «Эстрадный театр М.-Х.»); в 1928 — Ленингр. М.-Х.. Под руководством выдающихся балетмейстеров в них были созданы постоянные хореографические ансамбли. С М.-Х. сотрудничали известные режиссеры, писатели, композиторы, художники. Практику приглашения исполнителей на отдельные постановки сменили стабильные труппы универсальных актеров. За 10 лет М.-Х. от сборных, вначале цирковых, впоследствии эстрадных программ пришли к сюжетным спектаклям с эстрадными и цирковыми номерами (аттракционами) — к театру со своим оригинальным репертуаром. Все эти годы подвергались непрерывным проработкам за подражание буржуазной культуре и, как следствие, ежегодным реорганизациям. Держались во многом усилиями талантливых администраторов: А. Данкмана, Д. Грача, М. Падво, Г. Венецианова, А. Юрьева, И. Нежного, в разные годы возглавлявших Моск. и Ленингр. М.-Х. В обстановке борьбы с формализмом, унификации всех театров под МХАТ к 1937
были закрыты. Опыт создания сюжетных спектаклей силами труппы первоклассных актеров и талантливой режиссуры, с использованием отечественных и зарубежных цирковых аттракционов оказался в нашем искусстве уникальным. Спектакли возродившихся в 1960 Моск. М.-Х. (существовал до 1976), в 1967 Ленингр. М.-Х: остались в своем большинстве на уровне вокально-танцевальных ревю-программ. Для современного театрального процесса характерно встречное движение: внутри драматических театров рождаются синтетические спектакли, широко использующие выразительные средства эстрады и цирка, по своей стилистике близкие М.-Х.
Лит.: 1ершуни Е. Рассказываю об эстраде. Л., 1968. С. 86-103; Уварова  Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983; Клитин  С. Эстрада. Л., 1987. С. 81-84; Эстрада без парада. М., 1991. С. 35-44, 75-102.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100