В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Мунштейн Л.Г.

Мунштейн (псевдоним- Lolo) Леонид Григорьевич (наст, имя и отчество Леон Гершкович) (31.12.1866 12.01.1867, Екатеринослав -06.08.1947, Ницца) — поэт-сатирик, драматург, театральный деятель, издатель, переводчик. Вырос в семье купца, почетного гражданина иудейского вероисповедания Киева. Окончил киевскую гимназию (18861. юридический факультет Киевского университета (1891), переехав в Москву, стал вольнослушателем историко-филологического факультета Моск. университета. Женился на актрисе В. Ильнарской (наст. фам. Ильинская). Еще студентом публиковал в киевских газетах лирические стихи. Стал известен как поэт-сатирик, когда начал работать в газете «Новости дня» (1894-1905), где появился его псевдоним Lolo. За одиннадцать лет опубликовал свыше тысячи фельетонов в стихах, большей частью посвященных жизни театральной Москвы. Одинаково остро и талантливо писал шаржи, пародии, эпиграммы, экспромты. При этом почти все написанное М. отличалось высоким литературным качеством. «Писать каждый день и давать нешаблонные стихи, это- трудное дело»,- отмечал В. Брюсов. Особенностью стиля М. является сочетание лирического начала с газетно-фелье-тонной сатирой. Смешное у М. всегда балансирует на грани злободневности, но легкость манеры его письма превращают любые реальные факты
окружающей действительности в очередной повод для шутки, пародии, шаржа. При этом поэзия М. всегда отличалась свежестью и неординарностью техники стихосложения (особенно рифмы), что делает его стихи одновременно и легкими для восприятия, и совершенными по форме. Недаром стихотворные сатиры М., как и его литературные пародии (например, роман-фельетон в стихах «Онегин наших дней»), часто звучали с эстрады. Тогда же начал писать пьесы («Фея-каприз», «Вечный праздник», и др.) В годы первой русской революции сотрудничал с сатирическими журналами: «Сигнал», «Стрелы» и др. Высмеивал царскую бюрократию, черносотенную прессу, шатающегося из стороны в сторону городского обывателя. Политическими шаржами М., появившимися в московской газете «Утро свободы», зачитывалась вся Россия. В 1908 М. вместе с театральным критиком Э. Бескиным начинает издавать и редактировать театральный еженедельник «Рампа», а через год, уже один, журнал «Рампа и жизнь» (1909-1918), который вскоре стал на равных конкурировать с петербургским «Театр и искусство». В 1909 пробовал вместе с Ильнарской организовать в Москве Интимный театр миниатюр, но оказался плохим антрепренером, и театр скоро закрылся. С 1908 он постоянный автор театра-кабаре «Летучая мышь» (пьесы, юморески, скетчи, остроумные репризы для Н. Балиева). Злая саркастичность, легкий юмор, уничтожающая ирония как нельзя лучше вписывались в пространство театра-кабаре, где не было границ между зрителем и исполнителями, где смех был общим и заразительным для всех. Плодотворное сотрудничество с Балиевым продолжалось 10 лет, последняя пьеса для «Летучей мыши» написана вместе с Н. Тэффи весной 1918- «Екатерина II». Написал ряд пьес-шуток для Литейного интимного театра в Петербурге. Восторженно принял февральскую революцию 1917, но скоро наступило разочарование. В сентябре 1918 через две недели после премьеры комедии «Екатерина II», уехал с женой в Киев, затем окончательно эмигрировал за рубеж. В 1923-1925 гг. в Италии был художественным руководителем театра миниатюр «Маски» (антрепренер И. Зон), который с успехом гастролировал во Франции и Германии. В 1925 участвовал в организации вечеров Русского артистического кружка в Париже. В 1926 поселился в Ницце, писал стихотворные фельетоны в газеты «Последние новости», «Сегодня» и др. В 1931 в Париже был издан сборник стихов М. «Пыль Москвы». Ежегодно весной в Ницце проводились вечера М. («Москва далекая», «За синей птицей», «Эмигрантское ревю», «Газета в лицах») с участием Ильнарской, Балиева, знаменитой в дореволюционной России шансонетки Регины де Бергони и др. Эти вечера вела приезжавшая из Парижа Тэффи. В 1938 в Ницце впервые был показан скетч «Актриса и поэт». В 1937 русская литературная общественность торжественно отметила 70-летие М. Последние годы жизни, которые: пришлись на войну, М. ничего не писал.
Соч.: Вечный праздник. Наброски в 3-х действиях. СПб., 1903; Онегин наших дней (роман-фельетон в стихах) М., 1986; Пыль Москвы. Стихотворения. Париж, 1931.
u Лит.: Струве  Г. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1952; Колганова  А. А. Вослед чужому гению. М., 1989. С. 51-52; Тэффи  Н. А. Житье-бытье. Рассказы, воспоминания. М., 1991. С. 340; Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. М., 1994. С. 595.
А. А. Лопатин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100