В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Моргунов Б. Г.

Моргунов Борис Григорьевич (04.03.1920, Москва- 31.01.1997, Москва)- мастер художественного слова, реж., педагог, теоретик. Нар. арт. РСФСР (1991). В 1942 окончил актерский ф-т ГИТИС и стал выступать в Первом Комсомольском фронтовом театре Комитета по делам искусств. Прошел с войсками Советской Армии от Волги до Берлина, 2 мая 1945 читал стихи К. Симонова у стен рейхстага. Награжден орденом Красной Звезды и боевыми медалями.
В 1946 поступает в режиссерскую аспирантуру сценической речи при Малом театре. Параллельно работает преподавателем художеств, слова в разных студиях. В 1948- чтец и реж. в Литературном т-ре Союза советских писателей СССР. В 1949 по окончании аспирантуры — педагог сценич. речи в Школе-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко (до 1953). В этом же, 1949, появилась первая чтецкая программа по роману А. Первенцева «Честь смолоду». В 1950 стал чтецом Московской филармонии, где было сделано более 20 сольных программ. В 50-е гг. М. работал в содружестве с режиссерами В. Морицем и В. Аксеновым. С первым были созданы программы по прозе: «Донбасс» Б. Горбатова (1953), повестям Г. Троепольского, «Первая любовь» И. Тургенева, рассказам китайских писателей. С В. Аксеновым — «Западня» Т. Драйзера и первая поэтическая композиция- «В.Маяковский о поэзии». Чтение с эстрады романа Д. Гранина «Искатели» (реж. Н. Моргунова) — это уже была примета начала 60-х гг. М. вообще очень чутко улавливал веяния быстро меняющегося времени 50-60-х гг. Острое чувство современности сблизило его с поэтом Е. Евтушенко, которого он начал читать первым на филармонической эстраде в 1955, а затем продолжил работу в программах 1963 и 1968 гг. Иногда поэт принимал участие в его концертах, выступая во II отделении. Значительным явлением литер, эстрады этих лет стала и композиция по стихам и прозе М. Луконина. В следующем периоде эту поэтическую линию продолжит углубленная работа над поэзией Л. Мартынова. В 1968 вышла программа «Леонид Мартынов. Стихи» (реж. Я. Смоленский). Исполнение отличалось остротой мысли, своеобразный видением мира, высоким интеллектом. В 1-963 была создана и впервые исполнена в Зале Чайковского литер.-муз. композиция «Иван Грозный» по сценарию С. Эйзенштейна на муз. С. Прокофьева. Ее автором и первым дирижером был А. Стасевич. Эта оратория с оркестром, хором, певцами-солистами и чтецом, в роли которого выступал М., принесла ему широкую известность. Она не раз исполнялась и на протяжении 60-70-х гг. с разными оркестрами не только у нас, но и в США, в странах Европы. Средствами чтецкого искусства М. создавал крупный характер, трагический образ царя-самодержца, терзаемого подозрительностью и сомнениями. В 70-е гг. особым успехом пользовались лирические произведения не только в стихах, но и в прозе: вечер рассказов Ю. Казакова; «Алые паруса» А. Грина (реж. В. Монюков), «Милый друг» и новеллы Мопассана. В 1973 возник дуэт М. с его женой, актрисой И. А. Романовой. Сначала он вводил ее в уже сделанные работы, которые читал сам. Так зазвучал женский голос в программе «Поэты о любви» (от А. Пушкина до Е. Евтушенко). Романова стала исполнять в ней стихи Р. Козаковой. В 1975 были переделаны на два голоса «Алые паруса». Здесь возникла особая стилистика эстрадного литературного театра. Романова вела рассказ об Ассоли и исполняла ее партию, обращаясь не к партнеру, а к зрителям. М. исполнял роли всех остальных персонажей, в том числе и повествователя, моментально переключаясь из образа в образ. Исполнение отличалось выразительностью жеста и интонации, чувством-юмора, сочностью сатирических красок. В 1976 М. ввел свою партнершу в композицию «Раскройте вы книгу мою» по стихам Луконина. В 80-е они уже вдвоем создавали новые программы. Так возникли обновленный «Милый друг» (1986, реж. Ю. Катин-Ярцев) и «Новеллы о женщинах» Мопассана (1987). Романова (засл. арт. РСФСР) читала и самостоятельные композиции, сделанные совместно с М. и при его режиссуре. Наиболее значительные: «Мне можно гордиться именем россиянки» (1988), «Правда о жизни и смерти М. Цветаевой» (1989), «Ваш выход, Галина Павловна!»
(1992, по книге Г. Вишневской). В большинстве вечеров 80-90-х гг. принимал участие пианист Д. Лернер. Яркими дуэтами 90-х гг. явились — трагедийный эстрадный спектакль «Моя Кармен» (1994) и комедийный- «Юмор Мопассана» (1995). В первую входили новелла Мериме; блоковский цикл стихов «Кармен», воспоминания о том, как создавались эти стихи; судьба оперы Визе. Композиция шла в музыкальном сопровождении Визе, Де Фалья, Гранадоса.
В последние годы жизни М. преподавал в МГУ на ф-те журналистики, вел курс «Искусство звучащей речи».
Соч.: В. Э. Мориц и его метод // Искусство звучащего слова. М., 1970. Вып.7. С. 7-25; Проблемы звучащего слова. М., 1980; Законы звучащего слова. М., 1984.
Лит.: Дубнова  Е. Я. Об искусстве художественного слова. М. 1986. С. 53-56; Кузьмин  А. В мире героев Мопассана //Театр, жизнь. 1986. № 20; Волков С. Размышления, с надеждой СЭЦ. 1986. № 6. С. 16-17.
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100