В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Московский государственный университет культуры

Московский государственный университет культуры (ныне ун-т культуры и искусства) — см. Кафедра режиссуры, театрализованных представлений Моск. гос. унта культуры и искусства.

Московский мюзик-холл (1926-1936); (1960-1978). Открылся в январе 1926 как «Цирк М.-Х.» (с 1928 «Эстрадный театр М.-Х.»), в перестроенном и оформленном художниками Г. и В. Стенбергами помещении 2-го Госцирка на Садово-Триумфальной. Участвовали преимущественно цирковые, в том числе зарубежные артисты, в дальнейшем количество эстрадных номеров заметно возрастало. В сезоне 1927-1928 приглашены в качестве музыкального руководителя композитор, дирижер, пианист Д. Покрасс, режиссер и конферансье — А. Гриллъ. Участвовали лучшие эстрадные артисты, часто с новыми, специально подготовленными номерами: Н. Смирнов-Сокольский, Вл. Хенкин, Г. Афонин, И. Юрьева, Л. Утесов, С. Образцов. А. Загорская, И. Яунзем,, В. Глебова и М. Дарская. салонный акробатический дуэт Л. Ивер и А. Нельсона, чечеточник В. Зернов, танцовщица В. Друцкая, танц-жонглеры Г. Леман и С. Русанов, мастер художественного свиста Т. Савва, исполнитель на гавайской гитаре Джон (И.) Данке и многие другие. Но перед «Эстрадным театром М.-Х.» ставилась задача создания сюжетны-: спектаклей с использованием эстрадных и цирковых номеров. В сезоне 1928-1929 в качестве худ. pvк. приглашен Д. Гутман. Под руководством балетмейстера К. Гдлейзовского создан постоянный танцевальный ансамбль «ЗОгёрлс-. Ff-тманам поставлены три „аттракционных представления-ревю“: „Чудо XXX века“. Сто минут репортера», «Туда, где льды» (в создании их участвовали писатель В. Типот. художники М. Беспалов, братья Стенберги, композитор Л. Дунаевский, балетмейстер ГолейзовскиНс в главных ролях артисты оперетты Г. Ярон. М. Днепров. Т. Бах, 3. Светланова). От ориентации на опереточные ревю, о чем свидетельствует подбор актеров, М.-Х. перешел в новом сезоне 11929) к сатирическому «фельетонному обозрению „Букет моей бабушки“ (Гутман, Счирнов-Сокамьский и В. Швейцер). В период острых дискуссий о сатире спектакль был расценен как „антисоветский“. Вынужденные оставить театр. Гутман и Голейзовский уехали в Ленинград. До прихода нового режиссера Н. 1орчакова в М.-Х. снова шли концертные программы с участием лучших артистов и номеров всех жанров (в том числе Теаджаза  Л. Утесова). В 1931 вышли два спектакля Горчакова: „Массовое зрелище с агитационной установкой“ „Шестая мира“ (авторы А. Жаров и Н. Равич, художник А. Родченко]. прославлявшее многонациональную Страну Советов, и памфлет „Салон святой Магдалины“ В. Масса и Н. Эрдмана, посвященный международной жизни (Лига Наций и борьба за разоружение). Оба спектакля, несмотря на внешнюю полярность, уводили М.-Х. к агитационному театру 20-х гг. Горчакова сменил Ф. Каверин. В апр. 1932 он выпустил спектакль „Как 14-я дивизия в рай шла“ (авт. Д. Бедный, худ. М. Сапегин. муз. Л. Пульвера, балетмейстер Э. Мей). Наряду с актерами Малого театра В. Пашенной. М. Климовым в спектакле участвовали Б. Борисов. Б. Тенин, Ю. Гли-зер, иллюзионист А. Вадимов (Ати-Вад), Теаджаз Утесова, молодые эксцентрики Н. Павловский (Отто) и С. Каштелян. Формы балагана, лубка,
в которых решался спектакль, позволяли свободно вводить эстрадные и цирковые номера. Грубоватый соленый юмор автора, участие выдающихся актеров, постановочные эффекты принесли успех. Но М.-Х. снова перестраивался. Осенью 1932 создана постоянная труппа: Тенин, Р. Зеленая, М. Миронова, В. Токарская, В. Лепко, Р. Юрьев, И. Бугров, С. Мартинсон, А. Панова и др. Возглавивший ее реж. Малого театра Н. Волконский поставил „мелодраму-аттракцион“ „Артисты варьете“ по пьесе Г. Уот-терса и А. Хопкинса с новым текстом Е. 1ерке-на (апр. 1933, худ. М. Левин, муз. Пульвера, балетмейстер Н. Глан). В главных ролях Мартинсон (Скайд), Миронова (Бонни), Л. Чернышева (Мэзи). Тенин в небольшой роли клоуна Боцо достигал трагической силы, исполняя „Балладу о мертвом солдате“ Б. Брехта. Эксцентрики OmmoiA Каштелян в ролях комиков варьете не уступали зарубежным гастролерам, акробатам „неудачникам“ Ло и Рис. Сцена в варьете, где происходило действие пьесы, предполагала органичное введение эстрадных и цирковых номеров. В новой работе Волконского „Севильский обольститель“ по пьесе Тирсо де Молина (апр. 1934) такого синтеза достичь не удалось, спектакль выглядел эклектичным. Вернувшийся в М.-Х. Каверин поставил „гала-представление“ „Под куполом цирка“ (дек. 1934, по пьесе И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева, худ. Б. Эрдман, муз. Пульвера, балетмейстер 1лан)< В ролях: Мартинсон, Тенин, Миронова, Чернышева, Токарская, Бугров, А. Зражевский, Л. Миров, Я. Рудин, Отто и Каштелян, на „арене“ цирка работали гимнасты В. и М. Волгины („воздушный полет“), иностранные гастролеры гимнасты Требилос и др. Остроумный, злободневный текст, талантливая постановка, созвездие актерских имен, впечатляющие аттракционы обеспечили счастливую жизнь спектакля. Каверина, приглашенного в Ленинград на постановку „Под куполом цирка“, заменил Н. Акимов. С моек, труппой он повторил свою экспериментальную постановку „Святыни брака“ Э. Лаби-ша (сент. 1935, реж. Р. Корф, муз. А. Животова, ст. Л. Давидович).
На пути от цирковых программ к оригинальному спектаклю, синтезируя театр-эстраду-цирк, М.-Х. прошел через оперетт); сатирическое обозрение, агитац. представление, стилизованный народный лубок. Обращаясь к классическим пьесам вроде „Севильского обольстителя“, сближался с драматическим театром. Несмотря на постоянный поиск, талантливую режиссуру, первоклассную труппу, владеющую эксцентрикой, гротеском, выжить в обстановке 30-х не удалось. Наряду с другими моек, театрами он был закрыт (1936), помещение передано Театру народного творчества, через год Моск. театру оперетты.’
Новый Моск. М.-Х. существовал в период 1960-1976. Постоянного помещения не имел, работал в „Эрмитаже“, Театре Советской Армии и др. Открылся феерией „Когда загораются звезды“ (реж. Л. Миров Чл А. Конников, худ. Б. Кноблок, балетмейстер Н. Холфин) в Зеленом театре ЦПКиО. Участвовали  М. Бернес, К. Ла-заренко, Т. Миансарова, К. Смирнова, братья Б. и Ю. Русаковы, хореографический ансамбль „Радуга“, эстрадный оркестр. Номера объединял конферанс Мирова и М. Новицкого (авт. интермедий В. Константинов и Б. Рацер). По такому же принципу строился спектакль „Москва- Венера, далее везде“ (1961, авт. В. Дыховичный и М. Слободской, муз. М. Блантера, худ. Кноблок, балетмейстер Холфин, муз. рук. Ю. Саулъский). В 1963-1969 худ. рук. М.-Х. стал Конников. Поставил один из лучших спектаклей „Тик-так, тик-так“ (1963, авт. Дыховичный и Слободской, муз. Я. Френкеля и Блантера, худ. Кноблок, балетмейстер Холфин). Участвовали  А. Белов, ансамбль „Радуга“, акробаты В. Марченко и
B. Фролов, жонглеры Г. и В. Савельевы, эквилибристы Л. и В. Васильевы и В. Симаков. Спектакль был показан в Париже („Олимпии“), Бельгии, Швейцарии, Канаде. Конниковым поставлены также „Сто и один день в Париже“ (1966), „Все цвета радуги“ (1967), „Я- песня“ (1968), „Московский калейдоскоп“ (1969). Кроме ансамбля „Радуга“ в них участвовали лучшие эстрадные певцы: Бернес, Л. Зыкина, Ю. Гуляев, Н. Брегвадзе, молодые М. Магомаев, Г. Ненашева, М. Лукач, С. Менахин; конферансье Б. Брунов, А. Белов, Э. Радов, Л. Шимелов, С. Дитятев и др. В связи со сменой руководства (уход Конникова и балетмейстера Холфина) М.-Х. лишь через четыре года показал премьеру „Красная стрела“ прибывает в Москву» (1973, авт. М. Жванецкий, О. Левицкий, Г. Териков, реж. П. Хомский, худ. C. Мандель, муз. рук. В. Рубашевский, балетмейстеры М. Годенко, Ю. Взоров, участвовали Л. Полищук, В. Халемский, Шимелов). М.-Х. существовал до 1978, под конец работал со сборными эстрадными программами. При всех достоинствах его спектакли не достигали самобытности и художественного совершенства лучших постановок М.-Х. 20-30-х гг.
Лит.: Тенин  Б. Фургон комедианта. М., 1967. С. 161-178; Конников  А. Мир эстрады. М., 1980; Миронова  М.,
-409-
Менакер А. …В своем репертуаре. М., 1984. С. 103-108; Уварова  Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983. С. 193-240.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

rolls-royce Silver seraph