В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Московский театр миниатюр

Московский театр миниатюр
(1938-1946) (1959-1987) создан по решению Комитета по делам искусств как Театр эстрады и миниатюр (до 1943) по адресу ул. Горького, 5. Первым худ. рук. был В. Типот, реж. Д. 1утман. В труппе около 30 актеров: М. Миронова, Р. Зеленая, Н. Нурм, Е. Кетат, Д. Данильский, Б. Вельский, С. Мей; позднее пришли А. Менакер, Т. Пельтцер, Р. Юрьев, Н. Тоддес, Л. Домогацкая и др. Среди авторов: Н. Погодин, С. Михалков, Л. Ленч, В. Поляков, Л. Давидович, В. Дыховичный, Ю. Герман, В. Масс, М. Червинский. Композиторы: Н. Богословский, Б. Фомин, Е. Э. Жарковский, В. Кочетов, Ю. Слонов, К. Листов. В течение первого сезона были показаны четыре программы, состоявшие из маленьких пьес, оперетт, комических опер, миниатюр. Приглашались «гастролеры» с эстрадными номерами: И. Набатов, В. Козин, Б. Чирков, А. Ределъ и М. Хрусталев, Н. Мирзоянц и В. Резцов и др:. Конферанс вели А. Менделевич, Вельский, в течение второго сезона М. Гаркави, молодой, только что завоевавший лауреатство на I Всес. конкурсе артистов эстрады А. Райкин. В 1939 худ. рук. стал артист МХАТа  Б. Петкер, реж. В. Топоркой, в 1940-А. Алексеев, 1941 — Э. Краснянский, 1942-1944- худ. рук. Е. Вермонт, гл. реж. А. Лобанов, 1945-1946 — Алексеев. Со сменой руководства менялось и общее направление: Типот и Тутман ориентировались на сатирическую сценку, монолог («Антракт без антракта», «По существу вопроса»), мхатовская режиссура- на небольшую лирическую пьесу («Часы с боем»), Лобанов ~ на сюжетный спектакль-обозрение («Где-то в Москве»), Алексеев- на музыкальную композицию и оперетту («Бронзовый бюст»). Статья в «Правде» («Фальшивая комедия», 29 дек. 1945), посвященная постановке этой оперетты, решила судьбу театра, он был закрыт.
Театр, единственный в своем роде (в 30-е гг. в столице не было ни одного театра миниатюр), пытался воскресить насильственно прерванную традицию. Привлек общественное мнение, о нем писали В. Катаев, Л. Славин, Е. Габрилович, Л. Кассиль. Вокруг него (наряду с возникшим через год в 1939 Ленингр. театром эстрады и миниатюр) группировались молодые авторы. В программах театра участвовали лучшие эстрадные артисты, рождались своеобразные синтетические номера (вроде сценки «Расставание» в постановке С. Юткевича и балетмейстера П. Кретова). шли поиски новых форм конферанса. В М. Т. М. сложился дуэт Мироновой и Менакера, впоследствии ставший «Театром двух актеров». Большим успехом пользовался поставленный Лобановым спектакль «Где-то в Москве» (авт. Масс и Череинский). возродивший форму обозрения.
Новый Моск. театр миниатюр был создан в 1959 усилиями В. Пашкова вначале как гастрольный коллектив ВГКО. Премьера «Итак, мы начинаем!» состоялась в ЦДКЖ. В 1962 получил постоянное помещение в саду «Эрмитаж». Труппа состояла из 12 молодых актеров- выпускников театральных в^зов. К созданию репертуара Поляков сумел привлечь Ю. Олешу, А. Хазина, Н. Хикмета. Много писал сам. В репертуаре: «Калейдоскоп- (1960), «Неужели вы не замечали?» (1963 i. обозрение «О, Маргарита!» (1964), «Вечер театральных пародий» (1965), «Без цилиндра- ’19661. по произведениям С. Мрожека, Э. Ионеско. А. Моравиа. Э. Де Филиппо и др. На постановку спектаклей и отдельных миниатюр приглашались режиссеры: А. Гончаров, Ю. Любимов. Д. Тункель. А. Ту-тышкин, В. Канцель. Миниатюра „Благородный поступок“ Б. Ласкина стала режиссерским дебютом актера театра М. Захарова (до этого сыграл Остапа Бендера в обозрении А. Белинского „Возвращение Остапа Бендера“). Среди ведущих актеров 3. Высоковский. Р. Рудин, М. Пол-бенцева, Е. Арзуманян. О. Вахмистрова, Е. Жуков, классическая и характерная танцовщица и одаренная актриса Ф. Иванова. Несмотря на участие талантливых людей, театру, как писал впоследствии Захаров, не удалось выйти за пределы „наезженной эстрадной колеи“. Попытка возрождения приемов „Кривого зеркала“ приводила к полуудачам. Надо добавить и постоянные „проработки“, которым подвергался театр со стороны руководящих организаций. После ухода Полякова (1968) в театре шла смена руководства, он все определеннее вступал на путь создания „больших“ спектаклей, изменяя своему назначению. Отдельные работы, вроде „Добрый вечер. Варшава!“, постановка М. Розовского (1974) или пьесы Л. Андреева „Монумент“ и „Конь в сенате“ (1976), поставленные артистом и режиссером Рудиным (1973- 1980 он был худ. рук.), не могли противостоять наметившейся тенденции. Вступившие в труппу (1979) актеры В. Ильченко и Р. Карцев создали как бы „театр в театре“. С их участием
были поставлены спектакли: „Когда мы отдыхали“ (1979, авт. М. Жванецкий, реж. М. Левитин), „Чехонте в Эрмитаже“ (1981, реж. Левитин), „Браво, сатира!“ (1984, авт. Жванецкий, реж. Р. Виктюк), „Искренне Ваш!“ (моноспектакль Карцева), „Птичий полет“ (1988, авт. Жванецкий, реж. Розовский). С осени 1987 Левитин, работавший в театре в течение восьми лет (один из лучших его спектаклей этого периода „Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов“, 1982), стал гл. реж. Вместе с новым названием „Театр „Эрмитаж““ было заявлено и новое направление. Со спектаклем „Птичий полет“ Карцев и Ильченко покинули театр и во главе со Жванецким создали свой Моск. театр миниатюр.
Лит.: Уварова  Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983. С. 243-262 и 285-291; Миронова  М.. Менакер  А. …В своем репертуаре. М., 1984.
С. 108-164; Альбинин  В. Браво, сатира! // СЭЦ. 1985.
Л° 10; ЗахаровМ. Контакты на разных уровнях. М., 1988. С. 29-40; Поляков  В. Товарищ Смех. М» 1988. С. 29-40.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

как влюбить в себя парня