В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Мокроусов Б.А.

Мокроусов Борис Андреевич (14.02.1909, Нижний Новгород- 28.03.1968, Москва)- композитор. Лауреат Ibc. премии (1948). Вырос на рабочей окраине Нижнего — поселке Канавино. В школьном самодеятельном оркестре научился играть на балалайке, мандолине, гитаре. В 13 лет играет по слуху на фортепиано, пробует сочинять мелодии. С 1924 работает тапером в клубе железнодорожников, иллюстрирует немые фильмы. Посте Нижегородского музыкального техникума посттшл на рабфак Моск. консерватории, через год на композиторский фак-т, окончил в 1936 по классу композиции Н. Мясковского. После студенческих опытов в области симфонической и фортепианной музыки главным в творчестве М. становится песня. Пионерские, комсомольские, типичные для официального жанра массовой песни, он сочинял еще будучи студентом. Они изредка звучали по радио. Под впечатлением театрализованного представления Хора им. М. Пятницкого «У околицы» М. пишет песню в духе волжских частушек «Милый мой живет в Казани» (ст. В. Соловьева, 1937), затем песню-сказ «У колодезя», балладу «Из-под камушка» (обе- ел. народные). Не будучи привязан к «букве» фольклора, он по-своему воспринимает первоисточник. Чувство музыкальной драматургии сказывается в последовательности сквозного образно-музыкального развития, в сюжетности. Появляются «Песня о родной земле» (О.Фадеевой), «Песня о Волге» (С. Острового) — величавые, раздольные, с широкой, непрерывно льющейся мелодией.
Лучшие песни М. родились в годы войны и первое послевоенное десятилетие: «Песня защитников Москвы» — А. Суркова, «Четыре моряка» — М. Исаковского, «Мы — люди
большого полета» — А. Фатьянова, «Два солдата» — Н. Глейзарова, «Жди солдата» — Острового и многие другие. На стыке песен-сказов и патриотических солдатских песен создана знаменитая баллада «Заветный камень» на ст. А. Жарова, написанная в осажденном Севастополе (1942) (сразу вошла в репертуар Л. Утесова). Музыкальный ряд песни воссоздает образ стойкой твердыни, на которую накатывается бушующее море. Эмоциональная окраска меняется — от сурово-скорбного тона до утверждающе-волевого в финале. Ряд песен М. тяготеет к русскому романсу, музыке старого русского городского быта, парковой музыке, музыке дружеского общения: «Осенние листья» М. Лисянского, «Море шумит» В. Балашова и В. Карпова, «Там, где ты», «Город мой» и «Тихо плещет волна» — А. Софронова. Сохраняя национальный колорит, М. вводит в песню эстрадно-танцевальные элементы — «Хороши весной в саду цветочки» С. Алымова (1947). Подлинным открытием М. стали песни «городской окраины», лирика фабричного поселка, в котором он сам вырос, распространившая свое влияние на деревенскую песню. В итоге органичного сплава различных интонаций русского мелоса — городского и деревенского — родились самобытные песни М. В ритме медленного вальса зазвучала на деревенской улице нежная «Одинокая гармонь» (Исаковский, 1946), в темпе «умеренного вальса» написана знаменитая «Сормовская лирическая» {Е.Долматовский, 1947), в ее фортепианном сопровождении слышатся обороты гармошечных переборов. К этому кругу относятся «Я за реченьку гляжу» Л. Строганова и В. Маркова, «С гитарой иду я поселком рабочим» Ю. Каменецкого, «Когда весна придет» из к/ф «Весна на Заречной улице» и др. В иных песнях к лирической интонации прибавляется оттенок легкой шутки, усмешки, частушечного озорства: «Вечерком на реке» — Острового, «Костры горят далекие» — И. Шамова, «Вологда» М. Матусовского, песенки из радиопостановки «Поддубенские частушки» 1951 («Мы с тобою не дружили» и др. Исаковского), песни из спектакля (затем к/ф) «Свадьба с приданым», 1953 («Хвастать, милая, не стану» и «Под окошком твоим» — Фатьянова), а также написанная для А. Райкина и исполнявшаяся им «Песенка влюбленного пожарника», ст. С. Смирнова. Для  М. смысл и душа песни в мелодии. Нередко рождение мелодии у него предваряло текст («Сормовская лирическая» и др.). Мелодии лучших песен М. отличаются рельефностью, образностью, певучестью; фортепианное сопровождение их предельно просто. Лирические песни М. обрели массовую аудиторию. Они «инсценировались» хорами, исполнялись солистами, постоянно звучали по радио, перешли в быт.
М. автор оперы «Чапаев» (1941, 3-я ред. 1961), оперетты «Роза ветров» (1947), музыки для театра, кино («Наши соседи», 1957, «Неуловимые мстители», 1967), симфонических и камерных произведений.
Лит.: Нестъев  И. Песни Б. Мокроусова // Театр, жизнь. 1963. № 24. С. 21; Михайловская Н. Борис Мок-роусов // Мастера советской песни. М., 1977.
Л. К. Бубенникова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100