В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Мосолова Е. А.

Мосолова Елизавета Александровна
(16.03.1870-08.07.1953, Ленинград), актриса легкой комедии, фарса, театра миниатюр, эстрады. Окончила театральную школу А. Федотова в 1892 и поступила в Моск. театр Ф. Корша, в 1895-1897 играла в Петербурге у А. Суворина, в 1897-1898- в фарсе В. Неметти, в 1898-1902 — в фарсе С. Ленни, А. Горин-Горяинова и В. Казанского (в Панаевском театре и в «Пассаже»), в 1904-1909- в «Невском фарсе» Казанского, в начале 1909 вместе с Казанским перешла в открытый им Литейный театр, с осени стала там директрисой. При  М. репертуар от подражательных опытов грангиньоля эволюционировал к исканиям Серебряного века: исполнялись произведения Ф. Сологуба, А. Ремизова, М. Кузмина, И. Саца, инсценировки В. Мейерхольда и др. М. играла Коломбину в арлекинаде Н. Евреинова «Веселая смерть» (1911), исполняла скетчи Тэффи, .А. Аверченко, О. Дымова и др. Универсальная техника актрисы, неповторимость интонации, взгляда, мимической паузы, жеста позволяли М. весело повелевать зрительным залом. Беглым штрихом очерчивалась ситуация, настроение, характер. Немые сцены увлекали выразительностью и вкусом. Критик  П. Южный восхищался «очень выпуклой „немой“ игрой г-жи Мосоловой, которая наглядно демонстрирует, что на сцене слова- лишь часть актерского дела, и притом не всегда главная». Открытой эстраде принадлежали «Вечера у Мосоловой». Сцена Литейного театра преображалась в гостиную, актриса — в радушную хозяйку вечера, остальные актеры — в гостей, забежавших на огонек. К столу подавали чай и угощение, по ходу концерта на сцену приглашали желающих из публики — и смельчаки отзывались, показывали, вперемежку с мастерами труппы, кто что умел.
В авг. 1917 М. отказалась от антрепризы, но осталась верна «легким» жанрам. В 1920-1925 она — актриса «Вольной комедии» Н. Петрова и ночного «Балаганчика» при ней. Там 13 февр. 1922 М. отпраздновала актерское 25-летие в комедии С. Моэма «Леди Фредерик»; ее партнерами были Н. Рашевская, Б. Го-рин-Горяинов, Петров. На эстраде она грациозно исполняла рассказы и сценки, «создавая яркие образы глубоко жизненных советских «дамочек» (З.Львовский). В 1926-1932 М. сыграла ряд современных ролей в спектаклях Ле-нингр. театра сатиры (гл. реж. Д. Гутман). В 1933 стала одной из основательниц Нового театра (ныне — Открытый театр); весной 1937 справила там 45-летие.актерской жизни и навсегда покинула сцену.
Лит.: П. Ю. [Соляный П. М.]? Литейный театр // Театр и искусство. 1912. № 50. С. 986; Л[ьвовский] Зин. Юбилей  Е. А. Мосоловой (Вольная комедия) // Вестн. театра и искусства. 1922. № 14. С. 2; Мосолова Е. А. // Рабочий и театр. 1926. № 16. С. 16; Записная книжка // Там же. 1937. № 3. С. 58; Радошанский Н. Записки актера оперетты. Л.; М., 1964. С. 17-20.
Д. И. Золотницкий


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100